Беовульф

Ослеплённые желаниями

Секрет долгожительства сказаний о героях кроется в простых истинах. Главный герой таких историй, как правило, преодолевает себя, свои страхи и гордыню, чтобы прослыть смельчаком. Средневековый «Беовульф» – идеальный пример легенды с отважным центральным персонажем и подвигами на грани возможностей. Сегодня можно собрать целую коллекцию экранизаций-интерпретаций скандинавского эпоса. В них привычные герои оказывались в постапокалиптическом обществе («Беовульф», 1999), а то и вовсе были пришельцами («Викинги», 2008). Ещё один любопытный экземпляр в коллекции – «Беовульф», срежиссированный в 2007 году Робертом Земекисом.

В жизни датского королевства есть всё, что можно пожелать: и радушный король Хротгар (Энтони Хопкинс), и бравые войны, и нескончаемые пиршества. Во время одного из них, слишком шумного и распутного, на людей нападает Грендель (Криспин Главер) – многолетнее проклятие королевства в обличии монстра, истребляющего подданных короля. Хротгар обещает наградить убийцу чудовища. Беовульф (Рэй Уинстон) приходит на помощь угнетённому народу. Бесстрашный воин смертельно ранит нечисть, хоть и ценой жизни своей дружины, которую впоследствии уничтожит мать Гренделя (Анджелина Жоли).

Теперь Беовульфу предстоит отомстить за собратьев и убить демона, притаившегося в пещере. Однако гроза всех фантастических тварей Скандинавии соблазняется не только внешностью демона, но и обещаниями о даровании ему бессмертной славы. Возвратившись из пещеры, Беовульф повествует о том, как хладнокровно уничтожил «старуху» и освободил народ Хротгара от всех бед. Эта ложь будет преследовать Беовульфа всю оставшуюся жизнь.

Беовульф

«Беовульф» создан с использованием motion capture, визитной карточки Земекиса в нулевых. Вторая картина, снятая этим методом, вышла симпатичнее «Полярного экспресса» за счёт ряда исправленных деталей: прорисованных глаз, которые больше не пугали своей стеклянностью; чётко разграниченных движений, которые не превращали ноги и руки в куски пластилина и, наконец, глубины пейзажей, которой явно не хватало в детской сказке. Более того, фэнтези и средневековый эпос с драконами просто напрашивались на выбранный формат – сказка сама по себе нереальна. Тем не менее, упрёков в адрес создателей всё же было много, и чаще всего они касались трансформации актёров на экране.

Манола Даргис из The New York Times подчёркивает, что на экране «персонажи обладают лишь общими чертами актёров и не способны продемонстрировать искру живой игры». Учитывая, что фильм вышел всего через три года после «Полярного экспресса», в котором персонажей впервые создали захватом движения, можно предположить, что массовый скептицизм скорее связан с технологической новизной и боязнью. А вдруг в ближайшем будущем исчезнут все-все игровые фильмы?! И снимать будут на зелёных простынях и в спецкостюмах с датчиками?! Позже Роберт Земекис оставит эксперименты и вернётся к игровому кино, а технология станет востребованной на рынке компьютерных игр – опасения были напрасными.

Беовульф

Есть ещё одна проблема, с которой столкнулся «Беовульф»: он отошёл от традиционной закономерности соотносить имя актёра с плаката с тем лицом, что появляется на экране. Зачастую смотришь на персонажа – и приходится чуть ли не верить на слово, что перед тобой точно Энтони Хопкинс или Рэй Уинстон. Однако в заблуждение вводит выработанное самим кинематографом инстинктивное желание видеть на экране полюбившегося актёра, хоть загримированного, но узнаваемого. Главное преимущество технологии захвата движения – как раз в возможности актёра буквально побывать в любой шкуре, независимо от того, как он выглядит в реальной жизни.

Сценарий Нила Геймана и Роджера Эвери можно назвать лишь вольной адаптацией литературного произведения. Изменились события эпоса, в них вклинились необычные отношения Хротгара и Беовульфа с демоном, способным перевоплотиться в женщину невероятной красоты. Поддавшись низменным желаниям, они вместо убийства одного чудовища, порождают на свет новые и обрекают себя и свой народ на годы страха. В первоисточнике Беовульф не становится жертвой своих слабостей: он отважно убивает всех чудовищ и героически погибает в конце.

Беовульф

В фильме это совершенно иной персонаж. Он тщеславен и горд собой, поэтому соглашается на сделку с матерью Гренделя, чтобы обрести статус прижизненной легенды и стать могущественнее всех. Беовульф способен обманывать, чтобы не лишиться званий. Подвиги он совершает в первый раз на поводу у гордыни, во второй – из-за чувства вины, с которым так и не смог справиться. Все эти метаморфозы сделали персонажа приземлённым: он находится в нереальных условиях, но ведёт себя по-человечески, лишаясь отваги, доходящей до абсурда в похожих произведениях. Его собственные ошибки влекут новые беды, за которые ему же приходится платить. Очевидно также, как повторяются судьбы двух мужчин, Хротгара и Беовульфа: оба проходят путь от стыда к освобождению.

Среди центральных персонажей выделяется королева Вальхтеов (Робин Райт), которая с самого начала смотрит на вещи мудрым взором, она – единственная на празднике ведёт себя достойно и не становится участником бесстыдства, будто чувствует, что всё происходящее – пир во время чумы. Она играет роль совести в жизни мужчин, она – единственная женщина в королевстве, которой можно приписать качества эталонного положительного персонажа – скромность, справедливость, бескорыстное самопожертвование. Показательно её отношение к любовнице мужа, чью жизнь она даже умудряется спасти. Вальхтеов два раза терпит предательство и находит в себе силы остаться супругой своему мужу и королевой своему народу несмотря ни на что. Вполне возможно, она и есть настоящий герой истории.

Вердикт: Отношение к «Беовульфу» зависит от знакомства с материалом. Он может быть и чудным сном по мотивам эпоса из школьной программы, который стоит забыть. А может быть возможностью наблюдать, как те, кому начертано быть героями, способны вести себя не по-геройски и пасть с пьедестала по неожиданным причинам.

7

6

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here