Верю/не верю
Рождественские истории – вещь приятная, атмосферная, тёплая и родная. Это не зависит от того, верите ли в Санта-Клауса или Святого Николая, Деда Мороза или Бога, или во всех сразу. Это часть нашего счастливого детства и ностальгия по тем временам, когда ёлки были большими. Вечная тема для семейного кино.
«Полярный экспресс» как раз об этом, о Рождестве. Кино поставлено по одноимённому рассказу художника Криса Ван Оллсбёрга. Поскольку рассказ махонький, Роберт Земекис вместе со сценаристом Уильямом Бройлзом-мл. («Аполлон-13», «Изгой») немного дофантазировал и снял полуторачасовую картину.
Мальчик, начинающий взрослеть и сомневаться в реальности Санта-Клауса получает шанс прокатиться на «Полярном экспрессе». Завязка знаменуется словами кондуктора: «Ты с нами?». Сомнения постоянно накаляют обстановку, есть и препятствия на пути к цели – то канадские олени, то тормоз не работает, то билет теряется. Есть и волшебные помощники в виде бомжеватого на вид дядьки, варящего стельки в кофе, который утверждает, что Санта-Клауса не существует, а сам-то вполне себе волшебный и в воздухе растворяется. Есть и героические поступки, которые неминуемо ведут героя к награде – приобретению веры в Рождество на всю жизнь.
Эта история, как большинство ей подобных, о сути праздника – о вере в него, о духе Рождества. Чудеса случается только с теми, кто их ждёт, а с очень хорошими людьми случаются самые чудесные чудеса. Понятно, что кусочек сказки надо взять с собой и во взрослую жизнь, пусть это будет только звук колокольчика – эхо ваших детских грёз и мечтаний, но без них можно превратиться во всем известного Эбенезера Скруджа, героя «Рождественской истории» Чарльза Диккенса, появляющегося в фильме на несколько секунд в виде марионетки, которую дёргает за верёвочки местный провокатор. Через 5 лет, к слову, Земекис анимирует и эту историю.
«Полярный экспресс» сделан с помощью разновидности технологии motion capture – performance capture – это что-то вроде раскраски по игровому фильму. Актёры – их движения, мимика, жесты – оцифровываются и берутся за основу цифрового персонажа. Так целых 6 главных ролей в картине сыграл Том Хэнкс. Без 3D тоже не обошлось. Благодаря всем этим наворотам фильм вошел в Книгу рекордов Гиннесса. Понятно, что картинка, если смотреть её в очках, завораживает – и снежинки хочется ртом ловить и от поезда бегать.
Это всё прекрасно и душевно, однако есть несколько «но». Во-первых, анимированные фильмы – форма до сих пор экспериментальная, и воспринимается здешняя картинка странно – как пародия, будто люди надели резиновые костюмы самих же себя и они мешают им нормально двигаться и выражать эмоции, улыбки на резиновых лицах кажутся неестественными и подозрительными.
Во-вторых, короткий рассказ всё же слишком растянут: по сути нет ни действия, ни внешнего конфликта, лишь череда не слишком впечатляющих препятствий. Внутреннего конфликта героя по формуле «верю/не верю» явно недостаточно, чтобы зрителю удалось сдержать зевоту. Филлеры же, порой, просто отвратительные – вроде кривляющихся, танцующих и поющих официантов, также ужасны и эльфы (радует разве что сцена, когда все эти мальчики в красных пижамках танцуют в парах).
В-третьих, не получилось у Роберта Земекиса сделать кино многослойным, чтобы было интересно и детям, и их родителям. Оно слишком простое в плане сюжетного и смыслового развития, вырасти над собой здесь может только маленький зритель, став чуть-чуть смелее, честнее, романтичнее и ещё больше поверив в чудеса. Мне же, как большой тёте, понравилась фраза: «Даже если не знаешь, куда идёт поезд, главное – сесть в него» и Стивен Тайлер в виде эльфа. Всё.