…когда это было игрой

Уэйд Уоттс (Тай Шеридан), живёт на задворках футуристического Коламбуса версии 2045 года. В мире дела обстоят не очень, и потому Уэйд, как и большинство людей, проводит немалую часть времени в OASIS – масштабной виртуальной реальности, цифровой вселенной с бесчисленным множеством планет, где каждый может скрыться за маской и стать тем, кем мечтает. Создатель этого многопользовательского симулятора, Джеймс Холлидей (Марк Райлэнс), перед тем, как отойти в мир иной, оставляет после себя своеобразное завещание – прячет на просторах своего творения три ключа, ведущих к «пасхальному яйцу».

Отыскавший его пользователь сможет получить не только многомиллиардное состояние умершего одиноким гения, но и полный контроль над OASIS-ом. Уйэд, как и многие охотники-одиночки («пасхантеры»), раз за разом совершает безрезультатные попытки добраться до первого ключа, пока однажды ему не улыбается удача. А вместе с ней в жизнь героя добавляется и целая куча проблем, ведь одиноким приключенцам противостоит огромный конгломерат IOI, желающий прибрать к рукам главный экономический ресурс планеты.

Не будет большим откровением, если сказать, что экранизация романа Эрнеста Клайна оказалась обычным вариантом перенесения «по мотивам», захватывающим лишь основные сюжетные вехи первоисточника. Но Стивен Спилберг (как и в большинстве своих фантастических фильмов) показывает себя грамотным постановщиком, чётко определяющим, как и что будет интересно видеть зрителю. Именитый режиссёр подходит к истории с точки зрения рационализма, понимая, что наполненный отсылками аттракцион в любом случае будет продать проще, чем нагружать концепцию мира взаимопроникающих культур довеском в виде проработанного многогранного сюжета.

Спилберг не тешит себя иллюзиями – компьютерная игра у него в своей основе оказывается действительно компьютерной игрой с её гротескным безумием и нарочито неестественными аватарами, симулирующими отсутствие страхов и комплексов у своих обладателей. Подмены одной реальности другой, как было в случае с «Матрицей» или «Тринадцатым этажом» практически не происходит (не считая одной из ключевых сцен), а потому зрителю не предстоит задаваться вопросом о том, насколько важно жить обычной жизнью. Да, тезисы о том, что нет ничего лучше знакомой всем реальности будут произноситься персонажами не раз, но Спилберг смещает акценты так, что даже читавший роман не сразу это замечает. Киберпанк для одержимых ностальгией гиков с его миром доминирующего поп-культурного эскапизма превращается в резвое и прямолинейное виртуальное приключение в погоне за вполне материальными ценностями.

Интеграция прошлого и будущего, преемственность культур, даже, если хотите, цикличность моды (восьмидесятые – «ван лав» и всё такое) здесь демонстрируются вскользь. Спилберг нарочно снизил смысловую глубину в угоду глубине визуальной, что, на удивление, оказалось удачным. Непредвзятому зрителю в любом случае будет легче «считывать» отсылки глазами, тем более если их значение ещё и будет произноситься вслух (хотя от остроумного оммажа кубриковскому «Сиянию» и так многие придут в восторг). А потому экранный вариант «Первому игроку приготовиться» не стесняется быть тем, чем он и является – занятным сплавом качественной графики и динамичного действия, высматривать детали в оформлении которого гораздо интереснее, чем следить за развитием сюжета.

Впрочем, оно и не надо, ведь даже персонажи здесь оказывается гораздо проще, чем можно было бы ожидать. Как и любые универсальные киногерои, они не обременены бытовыми мелочами, и основное препятствие в достижении цели для них – собирание нужного количества монет и получение необходимого артефакта, а не поиск реальных денег для выживания или посещение занятий в школе. Впрочем, для серьёзных мыслей обычно снимается другое кино, а здесь проще забыть о том, что происходит за окном и насладиться самой дорогостоящей рекламой очков виртуальной реальности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here