21-летняя Михаэла хочет стать учительницей, но ей мешает здоровье – у девушки диагностирована эпилепсия. Тем не менее, её принимают в университет, и она наконец покидает отчий дом.
Поскольку Михаэла воспитывалась в строгой религиозной семье, свободная студенческая жизнь поначалу вызывает у юной католички недоумение. Но общительная и добрая девушка легко заводит друзей, постепенно распробовав вкус молодости, её радостей и соблазнов.
Вот только стать такой же, как все, Михаэле не удаётся: у неё внезапно начинаются странные припадки, мало похожие на эпилептические, во время которых она видит галлюцинации религиозного характера. Кроме того, девушка физически не может читать молитвы и даже прикасаться к распятию, что наводит её на мысль, будто в неё вселился дьявол.
Феномен одержимости как состояния, в котором человек подчинён одному или даже нескольким демонам, нередко проявлялся на протяжении всей истории. Кто знает, как бы люди относились к этому явлению и дальше, если бы не научный прогресс, в частности – развитие медицины и изучение ментальных заболеваний. Современная психиатрия полностью отрицает одержимость как нечто сверхъестественное и необъяснимое, описывая её как частный случай диссоциативного расстройства сродни психозу и шизофрении.
Мистическая подоплёка одержимости сполна раскрылась в классическом хорроре Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола» (1973), как и массе его эпигонов, однако фильмов, рассматривающих феномен с точки зрения психологии, значительно меньше. Немецкий режиссёр Ханс-Кристиан Шмид («23», «Буря») решил обратиться к более правдоподобным аспектам этого вопроса в своей драме «Реквием», учитывая, что события, взятые за основу сценария, имели место в реальной жизни.
В середине 1970-х об Аннелизе Михель говорила вся Германия – и не только. У девушки выявили височную эпилепсию, но со временем лекарства перестали помогать и у несчастной начало развиваться сильнейшее психическое расстройство. Поскольку лечение не помогало, Аннелиза, воспитанная в строгой католической семье, начала верить, будто в неё вселился дьявол. Она лично попросила священника провести над ней обряд экзорцизма и наотрез отказалась принимать препараты, что привело к её мучительной смерти. В итоге родителям Аннелизы и священнослужителям предъявили обвинение в преступном бездействии, повлёкшем за собой смерть, и они даже получили небольшой условный срок.
Голливуд также заинтересовался этой историей. В 2005 году вышла неплохая мистико-судебная драма «Шесть демонов Эмили Роуз», в которой режиссёр Скотт Дерриксон весьма убедительно постарался удовлетворить две противоположные точки зрения.
Фильм Шмида наотрез отказывается от какой-либо мистики и спецэффектов. Немец выбрал манеру «ручной съёмки» и сделал ставку на бытовой реализм и психологию.
На первых порах всё это работает почти безукоризненно. Внимательно наблюдая за поведением Михаэлы дома и вне его стен, Шмид выделяет авторским хайлайтером ряд эпизодов, раскрывающих отношения между героиней и окружающими.
Постановщик постепенно подводит нас к осознанию, насколько деструктивным может оказаться тлетворное влияние деспотичных родителей на неокрепшую психику ребёнка, который хочет двигаться по жизни своим путём. Глубокая религиозность близких лишь маскирует их жестокосердие. Особенно это касается матери, оказавшейся настоящим деспотом, что подчиняет девочку своей воле властно, безжалостно и без малейших попыток осознать последствия (а они оказываются катастрофическими).
Будучи жизнелюбивой от природы и одновременно обременённой навязанными религиозными условностями, Михаэла становится жертвой глубокого загнанного внутрь конфликта, когда её стремление быть такой, как все, постоянно разбивается о стену внушенных понятий «греховности». Возможно, девушку исцелило бы трезвое осмысление личного отношения к тому, к чему её приучили. Но, поскольку родители воспитали в ней отношение к «высшим мотивам» как нечто сакральное, табуированное, скрытая ненависть к религиозным символам надломила её и заставила быстрее поверить в одержимость бесами, нежели в собственное расстройство.
Все эти события казались отличными предпосылками к созданию сильной и глубокой психоаналитической драмы. Однако слишком быстро выясняется, что сценарий предполагает лишь ряд наметок, нежели полноценных исследований. Меньше чем через полтора часа кино внезапно заканчивается, сухо договаривая дальнейшие события на титрах (хотя, казалось бы, настало самое время для взрывной кульминации).
При этом подобный ход вовсе не создаёт ощущения многозначительной недосказанности и кажется, будто сказав «А», режиссёр передумал говорить «Б» и просто решил завершить своё творение.
Дело не в том, что тебе хочется воочию наблюдать за страданиями несчастной девушки, из которой будут тщетно выковыривать несуществующих демонов. Для полноценного осмысления ситуации тебе нужно пройти весь путь вместе с Михаэлой – от начала до конца. А потому предложённого «Реквиемом» явно недостаточно.
У Шмида слишком много не доведённых до ума линий, неубедительных преображений в характерах, как и неудобных вопросов, которые были озвучены, но остались без ответа. Отношения Михаэлы с родителями, друзьями и священнослужителями, как и её дилемма между здравым смыслом, следованием религиозным догматам и выбором в пользу мученического статуса, прописаны в недостаточном объёме. Поэтому испытать желаемый катарсис, как и получить удовлетворительные ответы, так же невозможно.
Наверное, поэтому самая главная ценность «Реквиема» – игра юной Сандры Хюллер, для которой роль Михаэлы стала первой работой в полнометражном кино. «Серебряный медведь» Берлинале, справедливо врученный ей за лучшую женскую роль, не оказался напрасным авансом. Как мы видим из дальнейшей фильмографии Хюллер, возложенные на неё ожидания она оправдала с лихвой.