Если верить американскому кино, все самые страшные события в США происходят на севере; и чем ближе к границе с Канадой, тем кровавее и страннее случаи происходят. События сериала «Фарго» во многом лишь подтверждают данную теорию.
В начале каждого эпизода мини-сериала появляется сообщение, что история является невыдуманной. Это одна из многих отсылок к одноимённому оскароносному фильму братьев Коэнов, снятого в 1996-м году, на основе которого и была создана телепостановка. Известно, что на создание «Фарго» братьев Коэнов вдохновила заметка в провинциальной газете в разделе криминальной хроники. В ней рассказывалось о том, как муж избавился от трупа убитой жены, засунув его в измельчитель древесины. В оригинальном фильме эта сцена действительно присутствует, но всё остальное является вымыслом. Сюжет сериала перекликается с фильмом, но не копирует персонажей и события – это скорее не продолжение, а самостоятельная история по мотивам.
Попытка адаптировать «Фарго» к формату телевидения уже предпринималась в 2003-м году. Тогда за дело взялись сами Коэны, но дальше пилотного эпизода затея не продвинулась. Трейлер к тому так и не отснятому сериалу можно найти в глобальной сети.
Версия 2014 года была доведена до ума и после выхода в эфир завоевала «Золотой глобус» в категории «Лучший мини-сериал или телефильм». Однако поначалу к сериалу по мотивам творения авторов «Сжечь после прочтения», как и к любой другой адаптации, относились настороженно и больших надежд на неё не возлагали. Широкая публика первоначально обратила внимание на «Фарго» разве что из-за актёрского состава, среди которого выделялись Мартин Фриман, Колин Хэнкс – сын Тома Хэнкса – и Билли Боб Торнтон в роли главного антагониста. Однако уже первый эпизод показал высокий уровень постановки.
Руководителю и сценаристу сериала Ною Холи удалось передать атмосферу оригинала и при этом сделать сюжет непредсказуемым. Российским зрителям имя Ноя Холи может быть знакомо по сериалу «Кости». Уроженец Нью-Йорка не просто сценарист и продюсер, он также успешный писатель – в настоящее время у него опубликовано четыре романа. Благодаря таланту создателя сериал отличается кропотливо выстроенным сюжетом с несколькими сюжетными линиями.
Как и в фильме, история в мини-сериале «Фарго» начинается в занюханном и с виду тихом городке, утопающем в белоснежном снегу. Здесь живёт самый обычный неудачник Лестер Найгаард (Фриман). Его пилит жена, достаёт бывший одноклассник, его постоянно сравнивают с более успешным братом, которому Лестер по-чёрному завидует, потому что у того и работа лучше, и жена красивее. В результате нелепого и обидного происшествия Лестер попадает в больницу, где в приёмном покое встречает незнакомца, которому выкладывает всё, что у него накипело. Лестер не догадывается, что его собеседник – Лорн Малво (Торнтон) – убийца с весьма своеобразным мировоззрением. Малво, заинтересовавшись историей Лестера, решает избавить его от одной из насущных проблем – надоевшего одноклассника – и посмотреть, что из этого получится.
Лестер не долго страдает от чувства вины и быстро осваивается с новыми обстоятельствами, и уже скоро он мало чем уступает Малво в циничности. Избавление от сварливой жёнушки становится первым шагом на пути превращения Лестера из жертвы обстоятельств в антигероя. Малво тем временем не скучает и осваивается в северных широтах по-своему. Единственный, кто замечает связь между событиями в жизни Лестера и злодеяниями Малво – Молли (Эллисон Толман). Женщина – офицер полиции, которую никто особо не воспринимает всерьёз, то ли из-за того, что она женщина, то ли просто из-за её рядовой должности.
Молли – один из центральных персонажей, её образ перекочевал из фильма, но претерпел значительные изменения. Как героиня Молли проходит свой путь, но, в отличие от Лестера, она идёт в другом направлении, более тернистом, ведь самосовершенствоваться всегда сложнее, чем идти по наклонной. Молли – потомственный полицейский, её отец – коп в отставке, который коротает зрелость за стойкой собственного маленького кафе. Как и в фильме, героиня не является олицетворением закоренелой карьеристки или суперженщины, она просто пытается быть хорошим копом и ведёт расследование, анализируя все данные и составляя схемы на доске, с которой не расстаётся даже после отстранения от дела.
За преданность профессии судьба вознаграждает Молли встречей с полицейским Гасом Гримли (Хэнкс). Гас не производит впечатления бесстрашного полицейского, хоть и соприкасается с Малво ближе, чем Молли. До самого финала он не кажется героем, он просто отец-одиночка. Постепенно у героев на почве профессионального интереса развиваются трогательные, но лишённые наигранной романтики, взаимоотношения.
Малво, как главный злодей, является участником всех сюжетных линий, предстаёт в этой истории эдаким Мефистофелем. Он не просто сумасшедший маньяк или жадный до денег головорез. С его точки зрения каждое из совершённых им злодеяний имеет причину. И причинами этими служат людские пороки. Он легко добирается до самых потаённых уголков души морально неустойчивых персонажей, устраивая им настоящие пытки.
Отдельная сюжетная линия посвящена истории Ставроса Милоша, крупного бизнесмена, его неверной жены и её любовника – Джона Чампа. Малво цинично расправляется с любовником его жены, а для Ставроса устраивает кошмар наяву с привлечением библейского антуража.
Разумеется, основной лейтмотив «Фарго» – взаимоотношения Лестера и Малво. Главных героев просто тянет друг к другу, но дело вовсе не в том, что они противоположности. Малво не может творить свои дела без таких как Лестер – кто-то же должен «продать душу».
Идея неочевидного, но единого начала разных явлений и побуждений обыгрывается и через других персонажей – парочку бандитов, выслеживающих Малво, один из которых немой, и двух агентов ФБР, которые вкладывают свою лепту в разоблачение главного злодея. И те, и другие жаждут достать Малво исключительно из личных интересов, но никак не из чувства долга, что тоже не делает из них антагонистов.
Кульминационным событием становится вторая случайная встреча уже «нового» Лестера и всё того же Малво, которая только подчёркивает, что героев связывает закономерность, но на этот раз совпадение не в пользу Лестера.
Финальная интрига держится до конца, и, как и в исходном фильме, разоблачителем становится неожиданный персонаж, который доказывает, что иногда победа над самим собой и есть победа над злом.
«Фарго», помимо того, что даёт повод к размышлениям, радует глаз. Создатели сохранили особое цветовое решение, предложенное Коэнами в оригинальном фильме. Белый снег создаёт прекрасный контрастный фон, от чего все события приобретают некоторую пронзительность, а изображение – графичность.
Типичные кадры – это одинокие фигуры на фоне бескрайних белых ландшафтов, яркая куртка Лестера, домики для подлёдного лова на застывшем озере, зияющая чернотой прорубь, тёмные или, наоборот, чересчур светлые комнаты, отдающие то зелёным, то синим спектром. Игра с температурой цвета и контрастностью, конечно, не революционный приём в кино, но то, как это сделано в «Фарго», достойно пристального внимания.
Авторы мини-сериала не забыли, что атмосферу создаёт не только картинка, но и звук, поэтому отдельного внимания заслуживает саундтрек: главная тема в сочетании со сдержанными видами обеспечивает ту самую, «коэновскую» атмосферу.
Впрочем, размышления о добре, зле и человеческой природе с нордическим характером не заканчиваются. Спустя две недели после присуждения «Фарго» «Золотого глобуса», глава канала FX Джон Лэндграф рассказал журналистам подробности сюжета второго сезона, события которого будут происходить в семидесятых, на фоне первой предвыборной компании Рональда Рейгана. Ожидается, что Рейган, как персонаж, будет взаимодействовать с некоторыми героями. В центре событий окажется молодой Лу Солверсон (отец Молли). Он – молодой полицейский, только что вернувшийся из Вьетнама, займётся расследованием, связанным с войной между крупным преступным синдикатом и местной организованной преступностью. Сохранят ли создатели заданное настроение и во втором сезоне пока не ясно, но то, что зрители непременно его посмотрят, – очевидно уже сейчас.