Бэтмен против Супермена: На заре справедливости

Красивая ложь

Вряд ли будет преувеличением сказать, что вышедшая в марте этого года картина о столкновении двух старейших супергероев была одной из самых ожидаемых в истории кинематографа. Ставки были высоки, а обсуждения после просмотра – невероятно громки и оживлены. Теперь же, когда нам доступна расширенная версия фильма с почти получасом дополнительных сцен, ситуация стала ещё интереснее.

Те, кто познакомятся сразу с новой версией, едва ли заметят подвох – все новые сцены смотрятся органично в общем повествовании. К тому же, они здорово помогают раскрыть перегруженный сюжет, поясняя определённые сцены. А вот сможете ли вы выстоять три часа супергероики вместо двух с половиной – вопрос иного толка. Потому нельзя сказать, что одна версия однозначно лучше другой, однако если вы разочаровались в фильме, но хотите дать ему второй шанс, то расширенную версию вам однозначно стоит посмотреть. А если мы хотим разобраться в самом фильме, начать надо немного с другого.

«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» – не совсем корректное название. Теме «на заре справедливости» здесь уделяется заметно больше времени, в то время как драка двух старейших супергероев длится от силы пять минут, хоть и впечатляет своей жестокостью для «подросткового» рейтинга PG-13. Понятно, что ставя имена в начале, фильм проще рекламировать, но тогда и не стоит удивляться, что люди не увидели в конечном продукте то, что хотели.

Пора ли третий раз за последние 30 лет показать сцену смерти родителей Брюса Уэйна? Что же, если это происходит во время начальных титров, то почему бы и нет. Да и в целом понимание психологии новой интерпретации Бэтмена в исполнении Бэна Эффлека играет ключевую роль в сюжете. Он уже 20 лет в деле, терпел поражения, и привыкших к его правилу неубивания может поразить его лёгкое пренебрежение к человеческим жизням. Но всё же благодаря этому и прочим деталям, в том числе впечатляющим сценам ночных кошмаров, вокруг героя формируется фон, подразумевающий наличие у Человека – летучей мыши серьёзного психического расстройства.

Бэтмен против Супермена: На заре справедливости

Его стремление остановить угрозу любой ценой подкупает, даже если она объясняются тем, что Супермен способен причинить вред людям – пусть эта вероятность и минимальна. Звучит, конечно, смешно, но так или иначе это подчёркивает одну из главных тем фильма – злоупотребления силой и того, возможно ли вообще ей не злоупотреблять. Серьёзнее, чем Человек-паук со своим «Чем больше силы, тем больше ответственности».

Но при этом в названии Бэтмен не просто так стоит первым – Супермену до этого противостояния по большому счёту и дела нет, своих проблем хватает. Люди все называют его пришельцем, обвиняют в разрушениях и убийствах, а человеком, подобным остальным, его признают только мама да Лоис Лейн. Ко всему прочему ещё появился Лекс Лютор, которого в эксцентричной манере играет Джесси Айзенберг. Он и героев дополнительно стравливает, и бродит по иноземным кораблям с не просто исследовательским интересом – в общем, делает всё, чтобы сила его интеллекта одолела физическую мощь Супермена. Вот что бывает, когда человеку неймётся оказаться самым умным: всё же его мотивация слегка хромает.

Те два с половиной часа, что длится фильм, проходят довольно бодро. Хотя бы потому, что кино попросту ни на чём не простаивает, а все продолжает выдавать новую информацию. Пожалуй, «Бэтмен против Супермена» берёт на себя даже слишком много сюжетов и героев (сильнее всего это заметно в сценах с Чудо-женщиной в исполнении Галь Гадот), хотя нельзя не признать, что более-менее цельная картина всё же получается, хоть и со скрипом. Разве что завязки на будущие фильмы киновселенной DC получились едва связанными с сюжетом, и потому режут глаз.

Но вот простые отсылки к различным произведениям в фильме на редкость хороши. В этот раз Зак Снайдер превзошёл сам себя, нашпиговав картину визуальными цитатами и аллюзиями. Тут и упоминание событий «Тёмного рыцаря», и принятие Бэтменом ровно той же позы, что была на обложке «Возращения Тёмного рыцаря» Фрэнка Миллера, и много чего ещё. Даже в сцене, когда Брюс просыпается после первого кошмара, мы позже видим общий план застеклённой постройки у реки, где он и находится. И этот кадр – точь в точь «Крёстный отец 2». Можно сказать, у Бэтмена схожие душевные смятения, что были у Майкла Корлеоне в связи с предавшим его братом.

Бэтмен против Супермена: На заре справедливости

И раз уж мы заговорили про визуальный ряд, нельзя не отметить, что с ним проблем нет. Спецэффекты даже при своём неслабом обилии держат достойную планку качества, а в плане постановки и выделить что-то трудно – всё одинаково прекрасно. Экшен-сцен в фильме не то чтобы много, но это тот случай, когда качество значительно важнее количества.

Радует фильм и слух. Ханс Циммер и Junkie XL и по отдельности претендуют на звание одних из лучших композиторов современного Голливуда, а уж в совместной их работе мы получаем нечто воистину потрясающее. Особенно запоминается тема Чудо-женщины.

Фильм не просто мрачный, в отдельных моментах он откровенно депрессивный. И то, что эти эпизоды гармонируют со сценами драк и перестрелок, сделанными скорее для развлечения зрителя, вызывает уважение к создателям. Но в самом конце в этом не самом глупом аттракционе случается поворот, вызывающий серьёзные сомнения.

В комиксах о Супермене есть сюжет, имеющий очень серьёзную ценность в историческом плане, но в развитии комиксов как произведения искусства ставший катастрофой, повлёкшей очень серьёзные изменения в отношении к жанру супергероики в целом как у их авторов, так и у читателей. И его добавили в фильм. Что? Зачем? Зак Снайдер, ты говоришь, что на сто процентов верен духу комиксов. Но они, как и любая другая форма искусства, содержат как хорошее, так и плохое. Так что, по сути, твои слова ничего не значат, ровно как и появление этого события в высокобюджетном кино. В итоге мы получаем никому не нужную пустышку, а не сюжетный поворот, который тут чисто потому, что подобное было в комиксах.

Вердикт: Есть теория, что супергероика для нас сейчас то же, что мифы о богах для древних греков. И трудно найти более подходящее доказательство этой теории, чем «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости». Эпическое полотно, где переплетаются людские помыслы и страсти с той же невероятной мощью, что есть у этих героев. Но, как и в мифах, не стоит рассчитывать на сверхпродуманный сюжет.

10

6

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here