Крис Картер практически исчез из общественного поля зрения после выхода прохладно принятого второго фильма по «Секретным материалам» – «Хочу верить» – в 2008 году. Но его влияние всё ещё чувствуется в форме телесериалов, которых без него бы не было. Выпускники «Секретных материалов» стоят за «Родиной» (Хауард Гордон и Алекс Ганза), «Во все тяжкие» (Винс Гиллиган) и «Американской историей ужасов» (Тим Майнир), в то время как «Грань», «Гримм» и «Сверхъестественное» немалым обязаны Малдеру и Скалли. Пока создатель «Секретных материалов» продолжает разработку пропитанного паранойей сериала для AMC, мы ему позвонили, чтобы вместе оглянуться на 20 лет наведения ужаса…

Автор: Ник де Семлиен

– В последнее время от вас ничего не слышно. За время простоя вы, наверное, много смотрели телевидение?

– Я действительно много смотрю телевизор. Недавно смотрел «Рэя Донована» и «Скандал». Я большой поклонник «Родины», «Во все тяжкие» и «Аббатства Даунтон». Обожаю «Безумцев». А недавно в три присеста посмотрел «Карточный домик». Я всеяден! Также я наверстал многие вещи, прошедшие мимо меня. Мне не удавалось смотреть «Прослушку», когда её впервые показывали в эфире, так что я взял и посмотрел все пять лет «Прослушки». Это было потрясающе. Плюс, я посмотрел все семь лет «Щита».

– Вы в последнее время не пересматривали «Секретные материалы? На ваш взгляд, насколько хорошо сериал сохранился?

– Думаю, что хорошо. Мы очень старались, чтобы сериал выглядел красиво. По-моему, истории и сценарии всё ещё срабатывают. Дэвид и Джиллиан всё ещё впечатляют. Мне кажется, в сериале есть что-то, неподвластное времени. Конечно, некоторые поверхностные элементы устарели. Но меня поражает то, что так много молодых зрителей приобщаются к сериалу в наше время. Они не зацикливаются на костюмах и причёсках и просто получают удовольствие!

– Вы вместе с Дэвидом и Джиллиан участвовали в дискуссии по поводу 20-летия сериала на Comic-Con, но многие были разочарованы отсутствием объявления о третьем фильме…

Мы очень старались, чтобы сериал выглядел красиво. Меня поражает то, что так много молодых зрителей приобщаются к сериалу в наше время. Они не зацикливаются на костюмах и причёсках и просто получают удовольствие!

– Знаю. Но есть чувство, что на него есть спрос. Решение принимает «Двадцатый век Фокс», так что всё зависит от их желания. Думаю, нам всем интересно снова собраться. У меня есть одна идея. Дата колонизации уже прошла и мы бы не стали это игнорировать в рамках сюжета. Когда к нам пришли с просьбой снять второй фильм, нам огласили бюджетные ограничения, и было понятно, что мы не сможем рассказать ещё одну историю, связанную с мифологией. Поэтому мы сделали нечто меньшее и более приватное – я бы назвал тот фильм обособленным. Но если бы мы продолжили, я бы взялся за что-то по-настоящему связанное с нашей мифологией и первым фильмом.

– Вернёмся к ранним годам вашей карьеры, когда вы работали на студии Диснея. Была ли у вас ситуация, как у Тима Бертона, когда у вас появлялись мрачные идеи в обители невинности?

– Мне просто повезло, что я вообще попал в этот бизнес. Я написал сценарий, второй в жизни, и его прочитал Джефф Катценберг, который только что перешёл туда вместе с Майклом Айзнером. Они по-настоящему трансформировали студию. И вот ещё вчера, и я не шучу, я был серфером, который работал автором для журнала о серфинге, а сегодня я уже работаю в кинобизнесе и у меня есть свой кабинет с секретарём. Было чудесно заниматься всем, чего они от меня хотели. Я бы не стал сравнивать себя с Тимом Бертоном. Я бы сравнил себя с самым неопытным новичком. Я там получил много опыта. Мне довелось заниматься телефильмами Disney для воскресного эфира. Там я снял пилот для сериала. И это помогло мне понять, что мне нужно быть не только сценаристом, но и продюсером, чтобы увидеть свои труды на экране такими, какими они замышлялись. Поэтому я ушёл со студии Диснея, набравшись опыта, и поработал на паре вещей для NBC Productions, а затем перешёл на Fox. Кажется, через семь лет после начала работы у Диснея я создал «Секретные материалы».

– Правда ли, что во время работы на NBC вы придумали сериал под названием «Коп на вертолёте»?

– Это правда. Брэндон Тартикофф пришёл ко мне с идеей футуристического сериала о парне вроде Билла Мюррея, патрулирущего улицы на транспортном средстве, которое мгновенно может превращаться в вертолёт. Я бы назвал этот сюжет причудливым, эксцентричным и немного комиксовым. Хотя я написал сценарий и собирался его поставить, весь процесс заглох, когда Брэндон с дочерью попал в ужасную автокатастрофу и в итоге ушёл с NBC. Забавно, что пару лет назад ко мне обратилась вдова Брэндона и спросила, интересно ли мне вернуться к этой концепции. Но я в тот момент был слишком занят.

Я всегда говорю, что на этом проекте я мог писать обо всём, что хотелось, и людям это нравилось.

– Правда ли, что британские «Мстители» повлияли на «Секретные материалы»?

– Да, я обожаю этот сериал. Я на нём вырос и был в восторге от отношений между главными героями. Уверен, те, кто это знают, быстро заметили это в Малдере и Скалли.

– Дал ли сериал вам возможность выпустить собственные страхи?

– Я всегда говорю, потому что меня самого это поражает, что на этом проекте я мог писать обо всём, что хотелось, и людям это нравилось. Мне не приходилось шлифовать или тестировать что-либо в сериале. Мой голос многим пришёлся по вкусу. Так что да, было великолепно.

– Вы однажды сказали журналу Rolling Stone, что забраковали идею выпуска мужских трусов с изображением Малдера и Скалли. Их всерьёз кто-то хотел выпускать?

– Да. Люди что угодно выпустят под известной маркой, лишь бы заработать. Есть много печального в коммерциализации чего-то особенного. Это как появление Led Zeppelin в рекламе Cadillac. В таких случаях чувствуешь, как твоя любовь к этим вещам и твоя связь с ними начинают ослабевать. Я чувствовал то же самое, когда выпуск продукции на тему сериала начал нарастать. Если этого станет слишком много, испортится то, что я считаю особой связью между фанатами и сериалом.

– Вы помните, чему ещё вы препятствовали?

– Не помню. Но люди с Fox всегда уважительно относились к моим чувствам и комментариям. При этом, правда, на рынке всё ещё уйма товаров с символикой «Секретных материалов».

– Джиллиан нам говорила, что у неё дома есть надгробье Скалли. Вы оставили себе что-нибудь подобное?

– Да. Я сохранил кучу вещей, хотя многие из них отдал. В серии «Розыгрыш» персонаж – кажется, его звали Леонард – в общем, у него из живота выбиралось одно существо. Его создали специально для нас, и я его сохранил. Год назад я его подарил Дэрину Моргану, теперь он им на Хэллоуин детишек пугает. Есть смешные вещи. Для одной серии Дэвиду надо было сделать слепок его лица, чтобы превратить его в старика, и этот слепок хранится у меня дома. Есть и кое-что из пилота – оригинальный имплантат, который был в голове у Билли Майлза. У меня есть табличка из «Колбы Эрленмейера». Но мой дом – это не музей «Секретных материалов»!

– Просто из любопытства: в какой комнате вы храните лицо Дэвида?

– Вообще-то в моём рабочем кабинете. Не в туалете.

– В британском ситкоме «Долбанутые» есть много отсылок к «Секретным материалам». Вы его смотрели?

– Нет. Но я знаю, что Саймон Пегг – большой поклонник сериала. Джиллиан с ним работала на одном фильме и сказала, что он фанат, поэтому мы даже думали пригласить его во второй фильм. Для него не было роли, но если мы будем делать ещё что-либо, я обязательно о нём вспомню.

– Вы поддерживаете связь с актёрами сериала?

– Дом Дэвида находится рядом с моим, так что мы часто видимся. С Джиллиан я всё время общаюсь. С Митчем Пиледжи – редко, но мы всё ещё дружим. С Уильямом Б. Дэвисом я потерял контакт, но часто слышу и читаю о нём. Если я с кем-то перестал общаться, то это только из-за расстояния или всеобщей занятости.

– Дэвид известен тем, что проводит баскетбольные матчи с людьми вроде Гэрри Шендлинга. Вы когда-нибудь в них участвуете?

– Нет, но я с Дэвидом играл в баскетбол, и в теннис тоже. Прошлым летом мы с ним хорошо поплавали в океане. Мы стараемся при любой возможности проводить время вместе.

– Вы серфер, а какой фильм на эту тему у вас любимый?

Мы всегда старались сделать сериал как можно страшнее, учитывая ограничения коммерческого телевидения, и выходить за грани возможного, из-за чего, по-моему, сериал всё ещё популярен.

– Хороший вопрос. Их два. Один называется «Тихоокеанские вибрации», а другой – «Пять летних историй». Это настоящие фильмы о серфинге. Такие, которые раньше показывали в кинотеатрах. Поход в кино на фильм о серферах в 70-х, когда ты подросток, и энергия, которая чувствовалась в зале – это потрясающе. Только так можно было увидеть людей, занимающихся серфингом. Эти ребята снимали фильмы о серферах и привозили их в кинотеатры, в которых четыре стены. Ощущения от просмотра были поразительными, незабываемыми. Как только я ступил на пирс в Хантингтон-Бич и заговорил с другом о серфинге, я понял, что должен этим заняться. Мне было 12 лет. Я вчера вечером ходил на берег с доской, так что не бросаю это дело.

– Не было ли у вас соблазна написать серию «Секретных материалов», которая происходила бы в обществе серферов?

– Нет. Как видите, я целенаправленно не делал ничего, связанного с серфингом. Я к нему отношусь очень бережно. По-моему, Голливуд часто не понимает его суть.

– Было много споров на тему лучших монстров из «Секретных материалов». У вас есть любимец?

– Мне нравится тот, что был в «Постмодернистском Прометее», но он не совсем страшный. Думаю, братья Пикок (из «Дома») очень страшные. Донни Пфастер (из «Неотразимого») страшный персонаж. Хороших вариантов множество. Мы получали много отзывов на «Дом», и люди с Fox нам объявили выговор, сказав, что мы перегнули палку. Они говорили, что эта серия больше никогда не выйдет в эфир, и нам должно быть стыдно. За нами потом смотрели, как под микроскопом, чтобы мы больше ничего подобного не сделали. И конечно же, сейчас это одна из самых любимых зрителями серий. Что иронично и прекрасно.

– Понимали ли вы во время съёмок, какие серии обеспокоят зрителей?

– Мы хотели, чтобы они беспокоились! Мы всегда старались сделать сериал как можно страшнее, учитывая ограничения коммерческого телевидения. Что можно показать, что можно увидеть. Мы всегда старались выходить за грани возможного, из-за чего, по-моему, сериал всё ещё популярен.

– У вас была серия с котами-уйбийцами. Как я понимаю, вы – скорее любитель собак…

– «Обитель духов». Да, я люблю собак! Но думаю, эта идея произошла из мифологии американских индейцев. Сценарист Джон Шайбан случайно наткнулся на эту историю и решил, что может получиться страшно. Режиссёру было очень трудно сделать котов страшными, и серия стала легендарной.

– И последнее: не кажется ли вам, что мифология стала слишком сложной?

– Нет. Я этого боялся, но я прилагал много усилий – как и Фрэнк Спотнитц, мой подельник – чтобы всегда можно было отойти на пару шагов назад и рассказать зрителям, какой путь мы проделали, перед тем, как двигаться дальше. Так что всё сходится. И недавно несколько фанатов мне сказали, что они посмотрели все мифологические серии подряд и всё хорошо состыковалось. Думаю, если девять лет заниматься чем угодно, путаница неизбежна с тем количеством поворотов, которое выполняешь. У всего, что протянет так долго, обязательно появятся собственные внутренние трудности.

Читайте также:
20 лучших серий «Секретных материалов»
Интервью с Дэвидом Духовны и Джиллиан Андерсон
Интервью с постоянными участниками
Интервью с актёрами, игравшими монстров
Интервью с композитором Марком Сноу
Интервью с создателями титров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here