Разрисованный нуар
Для того чтобы Роберт Земекис прочно вошёл в историю кинематографа, ему хватило бы остановится на статусе режиссёра трилогии о «пареньке и учёном с безумным взглядом». Тем не менее, прежде чем приступить к продолжению расширения коридоров времени во второй части «Назад в будущее», он взялся за невероятно трудоёмкий, почти невыполнимый проект, чем вызвал множество скептических взглядов со стороны студийных боссов. Земекис продолжил своё путешествие в прошлое и переместился из 1955 года в 1947-й, в котором разворачиваются события революционного фильма «Кто подставил кролика Роджера».
Наилучшим временем для американской анимации были два десятилетия двадцатого века: 1930-е и 1940-е. Появление звуковых и цветных полнометражных мультфильмов на основе классических сказок и широчайший спектр оригинальных персонажей – всё это Золотой век американской анимации. За ним последовал спад, и из-за сильного напора конкурентов в лице телевизионных анимационных сериалов, крупные анимационные студии отказались от полного метра. Такой кризис наступил в 1980-х, в первую очередь для Walt Disney Company. Реанимации мультипликации для больших экранов способствовал первый полноценно совмещающий анимацию и игру живых актёров художественный фильм режиссёра Роберта Земекиса и аниматора Ричарда Уильямса.
«Кто подставил кролика Роджера» вобрал в себя всю любовь создателей к ушедшей эпохе. Кроме огромного количества нарисованных персонажей сразу пяти студий (Walt Disney Company, Warner Bros., MGM, Paramount Pictures, Universal Pictures), фильм отдаёт дань уважения истории Голливуда: события фильма основаны на «трамвайном заговоре», который произошёл в Лос-Анджелесе в описанный период времени, и самой киноиндустрии: множественные отсылки и жанровые подражания фильмам-нуарам, а также сюжетные сходства с «Китайским кварталом» Романа Полански. Также любопытны камео отдельных персонажей – таких, как, например, Бетти Буп. В фильме Бетти работает официанткой в варьете. Она, как и списанные со счетов после 1927 года актёры немого кино, больше не востребована в анимации, только в её случае проблема состоит в её «бесцветности».
По сюжету, глава студии нанимает частного сыщика Эдди Валианта (Боб Хоскинс), чтобы тот проследил за Джессикой Рэббит – женой кролика Роджера, который снимается в популярном шоу «Малютка Герман и кролик Роджер» – и предоставил ему снимки, доказывающие её неверность. Пустяковое дело обретает иной оборот, когда в городе происходит убийство того самого человека, который попал в объектив камеры Валианта вместе с Джессикой. Основным подозреваемым становится имеющий мотив кролик Роджер. Эдди втягивается против своей воли в расследование, чтобы уберечь кролика от страшного судьи Рока (Кристофер Ллойд) и его хорьков, бесправно расправляющихся с жителями Мультауна, а также чтобы распутать это дело и найти настоящего убийцу.
Персонажи – то, что сразу заставляет полюбить картину Роберта Земекиса. И люди, и мультяшки так гармонично взаимодействуют на экране, что задаёшься вопросом: это фильм в анимации или мультфильм с элементами живой съёмки? Главный герой истории, Кролик Роджер, которого озвучил Чарльз Флейшер, был неизвестным зрителю персонажем. И это неслучайно, ведь если бы сценаристы «наняли» на эту роль Багза Банни или другую легенду, то характер, поведение и другие детали пришлось бы черпать из прошлых работ с ним, чтобы не подвести ожидания почитателей. Образ Роджера не играет на струнах ностальгии и не копирует всех и сразу: да, в его гардеробе есть знакомые элементы, но сам он совершенно иной герой из другого мира. Мира, в котором его женой является роковая женщина, хоть и нарисованная, а сам он – актёр с постоянным творческим амплуа.
Кролик Роджер, как и многие его коллеги (Том из «Тома и Джерри», Вуди Вудпекер и другие), похож на человека и имеет мало общего с настоящим кроликом, а поэтому всё, что происходит с ним, воспринимается – как детьми, так и взрослыми – без особого страха и сожаления. Это делает его полноценным экранным коллегой Боба Хоскинса.
Второй по значимости нарисованный мультгерой – Джессика Рэббит. Она так сильно завладела глазами, ушами и сердцами мужчин в 1988 году, что до сих пор занимает почётное место в современной поп-культуре. Секрет её безумной популярности в том, что она – воплощение всех красоток Голливуда. Её присутствие в фильме сразу же вызвало споры, насколько уместен столь сексуальный образ в детском/семейном фильме. Однако если фильм для семейного просмотра, то почему он должен быть обязательно тридцать раз отфильтрован и лишён всякого смысла и юмора? «Кто подставил кролика Роджера» хоть и является обителью оживших рисунков, это вовсе не значит, что создан он только лишь для детей. Всё наоборот: это кино больше для тех, кто вырос на мультфильмах середины прошлого века, и им предоставляется возможность увидеть друзей детства среди людей и в нетипичных для них ситуациях.
Тем не менее, это не значит, что «Кто подставил кролика Роджера» может негативно повлиять на ребёнка. Здесь шутка имеет смысл и для взрослого, и для ребёнка, а пересмотрев картину спустя годы можно найти в ней много нового и расшифровать авторские послания. Самым ярким примером такого двойственного представления выступает сцена, в которой Джессика Рэббит играет в ладушки с Марвином Акме: и родители посмеялись, и дети, хотя последние и не выявили скрытого смысла.
Фильм создан по мотивам произведения Гэри Вульфа «Кто цензурировал кролика Роджера?» – мрачного романа, который имеет не так много общего с экранизацией, однако ключевые персонажи взяты именно из бумажного первоисточника. Изменение жанра и смена сюжета пошли фильму только на пользу, ведь, как сказал кролик Роджер: «Смех – сильная штука». Вместо долгих и томных сцен, присущих детективным лентам, здесь показана сплошная динамика, которая превратила работу аниматоров и создателей игровой части в титанический труд, но взамен придала действию ещё большую глубину и стёрла грань между снятым и нарисованным.
Нельзя не отметить блестящую игру актёров во главе с Бобом Хоскинсом, которые встретились с большинством своих экранных партнёров только лишь во время премьерного показа. Любопытно ещё и то, как удачно реальные вещи вписываются в выдуманный мир и наоборот: герой Марвин Акме, в убийстве которого подозревается кролик, – управляющий корпорацией АСМЕ, той самой, что производит «всё на свете» и появляется в десятках мультфильмах; Мультаун – квартал, в котором живут анимашки, созвучен с реальными кварталами этнических поселений в Лос-Анджелесе, а состав «сиропа», который по сюжету уничтожает нарисованных жителей Голливуда, идентичен жидкости, удаляющей краску с плёнки.
Вы считаете что экранизация интереснее самой книги?)