Выйти из сумрака!
По статистике, темноты больше всего боятся дети, и с возрастом это проходит. Но на то они и фильмы ужасов, чтобы производить эмоциональную встряску, воссоздавать обстоятельства, при которых даже у самого бесстрашного человека просыпались бы давно поборенные страхи, и ему становилось бы не по себе. И если фильм с подобной задачей справляется, это хороший ужастик. Дебютная полнометражная работа Дэвида Ф. Сандберга «И гаснет свет…» почти всё делает правильно.
Мать 10-летнего Мартина, Софи, всю жизнь страдает психическим расстройством. С антидепрессантами ей становится лучше, а без них она по ночам общается с подругой Дианой… призрачным существом. Софи бросил муж, а позже, когда подросла, покинула гнездо и дочь Ребекка. Пол, отец Мартина и второй муж Софи, заботится о жене и пытается её вылечить, но однажды погибает при странных обстоятельствах. Мартин остаётся один с мамой и не смыкает глаз по ночам из-за присутствия чего-то зловещего рядом; и когда мальчик начинает спать на уроках, сестра на время решает поселить его у себя. Пытаясь разобраться в чём дело и поговорив с мамой, Ребекка гневает её «подругу»…
Прежде всего «И гаснет свет…» стоит похвалить за грамотное распределение бу!-моментов. Будь то потухание света или проявление тёмного силуэта во тьме – в любое время всё одинаково тебя тревожит и заставляет душу готовиться к путешествию в пятки. Приятно осознавать, что за этими обязательными для жанра элементами, которыми многие сегодня злоупотребляют, здесь стоит сюжетное обоснование, а не какая-нибудь формула, по которой каждую минуту должно что-то откуда-то с криком выпрыгивать.
Но если говорить о здешнем сюжете в целом, он отдаёт простотой, прямолинейностью. Это не обязательно плохо, и для дебюта простительно, но при наличии в продюсерах Джеймса Уана, автора лучшей хоррор-дилогии последних лет «Заклятие», вполне можно было ожидать интересных и неожиданных сюжетных развилок.
Чего у фильма не отнять – это проработки своей буки, Дианы, злобного существа, предпочитающего кромешную тьму: от её в хорошем смысле мутноватой и зловещей предыстории до художественных решений. Наиболее удачные из последних – сцены в ультрафиолете, где мы видим Диану «во всей красе», и попытки её уничтожить из огнестрельного оружия, когда она исчезает лишь на мгновения и продолжает неумолимо двигаться к жертве. В детстве Диана чем-то напоминает тёмную сторону Алессы из «Сайлент Хилла», а в настоящем выглядит словно проникшая в реальность чёрная фигура из сонного паралича. В общем, бука у Сандберга получилась на загляденье.
А вот герои-люди вышли слабоватыми. Гэбриел Бейтман, сыгравший Мартина, не сильно располагает к себе, но в то же время не раздражает, что уже важное достижение для детей-актёров. Марие Белло (Софи) нужно было выглядеть страдалицей, и это у неё получилось, но вот другие её состояния нам не почти и не демонстрируют, отчего проникнуться симпатией к ней тоже трудновато. Тереза Палмер в роли металлистки Ребекки выглядит слегка потерянной. А вот Александр ДиПерсиа в образе её парня Брета, пожалуй, единственный, кто получает удовольствие от процесса. Также Брет, что интересно, делает в фильме больше всего полезного: он и полицию в нужный момент вызовет, и за едой сбегает (потому что дома в холодильнике у Ребекки, как ни странно, шаром покати).
Персонажи «И гаснет свет…» больше похожи не на живых людей, а именно что на героев кино, выполняющих определённые функции и продвигающих сюжет вперёд. Даже когда дело доходит до влияния на события, чувствуется, что разгадки и полезные инструменты как будто сами прыгают Ребекке в руки.
Развязка фильма является одновременно и душераздирающей, и просто логичным исходом предшествующих событий. Тут Дэвид Ф. Сандберг не боится играть по-крупному и, можно сказать, частично искупает огрехи фильма. В то же время слово «логичный» здесь всё-таки доминирует, и потому прочувствовать то, что происходит в конце, в полную силу не удаётся. Скорее испытываешь лёгкий дискомфорт, а за ним облегчение, что всё закончилось.
В целом, как аттракцион, и аттракцион не самый глупый, фильм срабатывает, и в иные моменты заставляет поёжиться в кресле человека любого возраста. Особенно показательна сцена, в которой Софи хочет познакомить сына с подругой: вокруг гаснет свет, позади мальчика появляются очертания зловещего силуэта, а мать успокаивает сына, говоря, что всё нормально и так и надо. Кажется, будь на месте киноребёнка (которому всё же удаётся вырваться) кто-нибудь другой, он бы сразу поседел и/или упал в обморок.