119 непрожитых жизней

Осознать принадлежность к своему роду

18 мая 2015 года состоялся специальный показ фильма «119 непрожитых жизней» в рамках клуба документального кино RTDOC. Пола Слиер, главная героиня фильма, знакомится с судьбой её родственника Флипа Слиера. Флип был заложником фашистского концлагеря, откуда писал письма своей родне. Именно эти письма спустя 70 лет обнаруживаются в тайнике во время реконструкции дома. Под впечатлением от прочитанного Пола задаётся вопросом: возможно ли повторение холокоста?

Пола получила письма благодаря владельцу дома, который не смог остаться равнодушным к обнаруженному тайнику. Она решает пройти ту же дорогу, что и её предок, посетить места, описанные в письмах, найти людей, которых он упоминает. Её мотив – осознать принадлежность к своему роду. По ходу исследования она посещает концлагерь, в котором содержался Флип, и получает в руки книги, где вёлся учёт умерших и убитых заключённых. Кроме Флипа Слиера Пола обнаружила ещё 118 людей с фамилией Слиер, из чего она делает вывод: немецкая фашистская машина поглотила 119 членов её семьи.

Фильм получился неоднозначный, и это вдвойне неприятно осознавать, когда в нём поднимается такая важная тема как геноцид. Само повествование наполнено эмоциональностью, и в этом первый спорный момент картины. С самого начала мы видим слёзы главной героини: она очень часто плачет в кадр, постоянно говорит пафосными фразами. В фильме мелькают кадры хроники, на которых изображены трупы, кости и т.п. И в целом такой ход не был бы плохим, если бы фильм не состоял только из этого. Сухие цифры войны, ужасающие факты, бесчеловечные эксперименты нацистской Германии – всё это намного красноречивее слёз и пафоса. Но, к сожалению, в фильме этого нет. Создаётся впечатление, что создатели ставили своей целью не рассказать историю, не показать правду о жестокости немцев в годы Второй мировой войны, на основе которых зритель мог бы сделать выводы, а навязать зрителю готовые выводы, без подкрепления режущей глаз, правдивой историей.

Эти мысли приходят в голову в результате небольших, но неприятных мелочей. В начале фильма Пола встречается с лидером голландских неонацистов, и данный ход в своей перспективе очень грамотный и правильный. Создатели показывают неонациста, его дом и детей, крупным планом выделяют всю нацистскую символику, долго снимают манекен, одетый в форму эсесовца, который стоит прямо в доме. Но когда дело доходит до разговора с ним, мы слышим буквально одну его фразу, а после видим Полу уже на улице – она говорит, что лидер голландских неонацистов – политик, и что ничего плохого или компрометирующего в камеру он не сказал. А вот не для камеры поделился парой ужасных мыслей. Такой ход, конечно же, недопустим для документального жанра.

Вторым сомнительным моментом стало посещение Освенцима ночью. В фильме Пола сообщает, что, чтобы почувствовать связь с людьми, которые страдали в Освенциме, она договорилась с начальником лагеря о ночёвке внутри бараков. Но во время конференции Пола призналась, что всю ночь они там не провели, так как, когда стемнело, съёмки были невозможны. Они уехали и вернулись к восходу солнца. И у любого возникнет вопрос: а действительно ли она хотела почувствовать связь, или ей просто были нужны кадры для фильма?

Так или иначе, фильм получился с правильным посылом, а это главное. Он повествует о годах Второй мировой войны, поднимает проблемы фальсификации истории и возможности повторения холокоста.

Вердикт: Фильм понравится людям, которые мало знакомы с тем, что происходило в фашистских концлагерях. Остальным он покажется излишне эмоциональным и не содержательным.

7

4

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here