Имя Уолта Диснея в наше время превратилось в нарицательное. Знаменитый художник-мультипликатор, постановщик, сценарист и продюсер стал основоположником объёмной мультипликационной вселенной. Пройдя через Первую мировую войну, банкротство, испытание медными трубами и рискованные профессиональные эксперименты кинематографист учредил Walt Disney Productions, к настоящему моменту трансформировавшуюся в обладающий огромным влиянием конгломерат индустрии развлечений.
В 1934 году карьера Уолта Диснея была на подъёме: Микки Маус, Дональд Дак, Плуто и некоторые другие герои, созданные талантливым художником, становились популярнее с каждым днём, а основанная им компания постепенно обретала финансовое благополучие. Годом ранее свет увидел спродюсированный маэстро мультфильм «Три поросёнка». Короткометражная постановка стала первым цветным проектом в фильмографии американца. На волне успеха Дисней решил заняться разработкой дебютного полнометражного мультипликационного фильма студии.
Этим фильмом должна была стать «Белоснежка и семь гномов», поставленная по популярной сказке братьев Гримм. Однако идея мастера была воспринята без должного энтузиазма. В те времена считалось, что постановка без участия живых актёров едва ли сможет заинтересовать публику и окупиться. Отличным примером подобного суждения была судьба первой в истории анимационной звуковой ленты Рeludopolis аргентинского режиссёра Квирини Кристиани. Премьера мультфильма не вызвала большого резонанса, что ещё больше утвердило общественность во мнении, что будущее большого кино никак не связано с мультипликацией. Тем не менее, Уолт Дисней и его команда приняли вызов и начали работу над крайне амбициозным, но рискованным проектом.
Задумка создания анимационной ленты пришла к будущему художнику в возрасте 14 лет, в 1915 году, когда в Канзас-Сити Дисней посмотрел немой фильм Paramount Pictures «Белоснежка» с Маргарит Кларк в роли Принцессы. Увиденное так впечатлило подростка, что он загорелся идеей создать когда-нибудь нечто похожее. Спустя девятнадцать лет маэстро принялся за работу над мультфильмом. Над сюжетом постановки вместе с Диснеем работали штатные сотрудники компании, сценаристы Отто Ингландер («Пиноккио»), Эрл Хёрд («Приятель Плуто»), Ричард Кридон («Деревенский кузен») и Тед Сирс («Золушка», «Спящая красавица»). В процессе создания картины использовались инновационные для того времени технологии: ротоскопирование – анимационная техника, при которой мультфильм создаётся путём обрисовки натурного фильма, техниколор – получение цветного кинематографического изображения из устойчивых к выцветанию красителей, многоплановая камера, использовавшаяся для создания комплексной анимации с использованием чередующихся слоёв.
Над проектом трудилась команда из более чем 700 художников, было создано более миллиона рисунков, а итоговый бюджет ленты составил почти 2 млн долларов. Разработка затянулась на долгих три года, практически разорив молодую компанию. От полного фиаско студию спас «Банк Америки», глава которого был в хороших отношениях с Диснеем. Однако мультфильм стоил затраченных на него усилий: зрители и критики были в восторге от жизнеутверждающей постановки, «Белоснежка и семь гномов» долгое время удерживала пальму первенства в топе самых кассовых фильмов всех времён, принеся своим создателям солидную прибыль – итоговые сборы составили около 8 млн долларов. А в 1939 году создатель Гуфи и Дейзи Дак за своё творение был награждён восемью «Оскарами»: одним большим и семью маленькими – по числу гномов в произведении. Награда была специальной, так как киноакадемики стушевались дать «Белоснежке» «Оскар» за лучший полнометражный фильм, дабы не создавать опасный прецедент – до того ни одна анимационная лента не удостаивалась подобной чести.
Картина индуцировала дальнейшее развитие мультипликации и стала одной из визитных карточек студии. Успех одного из главных творений Уолта Диснея во многом обязан отличной сказке-первоисточнику, безупречному техническому исполнению, а также ярким и запоминающимся музыкальным номерам. Композиторы Фрэнк Черчилль («Дамбо», «Бэмби») и Ларри Мори («Так дорого моему сердцу») создали запоминающийся саундтрек: проникновенные, трогательные партитуры соседствуют с задорными и озорными мелодиями. Интересно, что все права на музыку и звучащие в фильме песни до сих пор принадлежат Bourne Co. Music Publishers – в то время у Disney ещё не было собственной звукозаписывающей компании.
Как и любая сказка, история допускает ряд условностей. Конфликтная диада полотна – в противостоянии абсолютного зла с совершенным добром. На одной стороне противостоящих в мультфильме друг другу сил находится девственно чистая в своих помыслах Белоснежка, на другой – коварная злая королева Гримхильда. По ходу развития сюжета персонажи практически не меняются, а отданный на откуп гномам хронометраж кажется чрезмерным. Весельчак, Соня, Скромник, Чихун и другие привносят в мультфильм комедийное начало, но немного тормозят основную сюжетную линию. С другой стороны, сказка о Белоснежке изначально структурно незатейлива, и сценаристам пришлось изрядно потрудиться, чтобы растянуть историю на полтора часа. В самом деле – шутки, танцы и песни беззаботных спутников Белоснежки развлекают и смешат. Каждый из гномов имеет свою индивидуальность – это безусловная заслуга как художников, так и сценаристов.
Фильм воспевает красоту: каждый кадр анимационной ленты режиссёров Уилфреда Джексона («Золушка», «Леди и бродяга»), Дэвида Хэнда («Атомная физика») и Бена Шарпстина («Фантазия») выглядит законченным произведением искусства. Белоснежка, которой подарила свой голос американская итальянка, певица и актриса озвучания Адриана Каселотти, влюбляет в себя с первых же кадров, когда под дивную «I’m Wishing / One Song» сводит знакомство со зрителем. Недаром Белоснежка вошла в число классических Диснеевских принцесс – шести героинь экранизаций The Walt Disney Company сказок Шарля Перро, госпожи де Бомон, Ганса Христиана Андерсена и знаменитой «Тысячи и одной ночи». Другими участницами списка стали Золушка, Ариэль, Белль, Аврора и Жасмин.
Мультфильм подкупает своей разноплановостью: он хорош и как чудесный мюзикл – чего стоит хотя бы песенно-музыкальный номер «Heigh Ho» в исполнении гномов! – и как драматургически зрелая лента, которая может с лёгкостью дать фору многим современным игровым фильмам; даже несмотря на присущие любой сказке допущения, когда высокие нравственные идеалы протагонистов ни на секунду не ставятся под сомнение. Специально для «Белоснежки» Диснеем были применены оригинальные ходы, будь то расширенные роли для второплановых персонажей (животные, которые помогают главной героине) или яркие визуальные метафоры.
Соединив в себе замечательный юмор, уместную моральную составляющую, выразительный видеоряд, сочные и запоминающиеся образы главных героев, сюжетно и стилистически выверенную историю, сдобренную блестящими музыкальными номерами, «Белоснежка и семь гномов» стала подлинной удачей в реноме Уолта Диснея и его команды. Анимационная картина задала новую планку качества для работ студии, став примером высококлассной мультипликации со специфическими чертами диснеевской продукции – беззаветной верой в чудо, окрылённой пылкой благонамеренной фантазией.