Новелла «Легенда о Сонной лощине» первого классика американской литературы Вашингтона Ирвинга (1783-1859) была написана в Англии в 1820 году. К слову, для любого американца творчество Ирвинга такая же классика, как для нас Пушкин с Лермонтовым. В конце концов, Ирвинг – первый американский писатель, чьё творчество было официально признано европейскими критиками как «высокая литература». Для Штатов это тем более важно, так как по достоинству оценив Ирвинга, Европа фактически признала культурную и литературную независимость Америки XIX века.


Но уже в конце XX века европейцы снова вспомнили о творчестве американского самородка, когда в 1999 году на экраны вышел готический фильм ужасов «Сонная лощина» Тима Бертона, снятый по мотивам новеллы. И хотя данная экранизация достаточно вольно обошлась с первоисточником, всемирная слава фильму Бертона была обеспечена благодаря как раз входящей в моду неоготики и участию до жути харизматичного Джонни Деппа.

Сонная лощина

Американский мистико-приключенческий сериал «Сонная лощина» (Sleepy Hollow), вышедший в 2013 году аккурат к 230-летнему юбилею Ирвинга, пошёл проторенной дорожкой, за основу взяв стилизованную бертоновскую картинку, приправленную темой путешествия во времени и доморощенным оккультизмом.

После смерти Икабода Крейна в одной из битв в войне за независимость на стороне сил генерала Джорджа Вашингтона Икабод восстаёт из небытия в местечке Сонная лощина штата Нью-Йорк. Одновременно с ним восстаёт из мёртвых всадник без головы, голову которому Икабод Крейн отрубил перед собственной гибелью. Всадник без головы начинает убивать людей, и главный герой должен остановить его, действуя совместно с лейтенантом полиции Эбби Миллс.

Сонная лощинаУже после выхода пилотных серий в октябре 2013 года сериал умудрился собрать неплохие рейтинги, и канал Fox решил ковать железо пока горячо, тут же продлив «Сонную лощину» на 2 сезон.

Сонная лощинаСобственно, за успех сериала отвечали Алекс Куртцман и Роберто Орси, авторы таких хитов, как «Звёздный путь», «Новый Человек-паук» и «Трансформеры», а также Лен Уайзман, режиссёров фильмов серии «Другой мир». Готическая атмосфера, мистическая начинка, насыщенный фантастический сюжет – все эти составляющие способствовали успеху у зрителей.

Актёрский состав также не подкачал. На роль Икабода Крейна был приглашён английский актёр Том Мисон, пока получавший роли второго плана в британских сериалах, но уже в «Сонной лощине» успевший показать себя с наилучшей стороны. Американская актриса Николь Бехари исполнила роль лейтенанта Грейс Эбигейл «Эбби» Миллс, помогающей Крейну в его приключениях в современном Нью-Йорке. Пилотный эпизод был снят в Солсбери Северной Каролины, остальная часть первого сезона снималась в Уилмингтоне.

Герои Икабода и Эбби получились настолько нетривиальными и по-своему симпатичными, что за их приключениями достаточно интересно наблюдать, несмотря на общую вторичность сюжета. Один из критиков даже окрестил сериал «нарочито трэшевым», что в общем-то пошло общей канве только на пользу.

Сонная лощинаСоздатели действительно придумали своеобразный микс из штампов на тему мистики, приключений и готики в узнаваемых декорациях, приправленный искромётным действием и харизматичными героями. Чего стоят незатейливые по сути, но почему-то вызывающие неизменную улыбку диалоги. Так, в одной из сцен Крейн говорит темнокожей Эбби: «Вас уже освободили от рабства?». Или Эбби, до конца не верящая в рассказы Крейна о пришествии тёмных сил: «Я охочусь за одним из четырёх всадников Апокалипсиса? Перестань!».

В целом критики оказались достаточно лояльны к сериалу, отметив, что «несмотря на растянутый, незамысловатый сюжет “Сонная лощина” – весёлое развлечение по-американски с отдельными захватывающими сценами, на которое можно смело убить не один вечер». Но общая занимательность – не единственное светлое пятно «Сонной лощины» образца 2010-х годов. Как ни странно, данная экранизация гораздо ближе к первоисточнику, чем это может показаться на первый взгляд.

Да, сюжет видоизменён и перенесён в наши дни, а главный герой в исполнении красавца Тома Мисона ничуть не напоминает худого, долговязого и крайне суеверного учителя из Коннектикута у Ирвинга (как и старина Джонни). Правда, Икабод – редко встречающееся мужское имя библейского происхождения, обозначающее в переводе с древнееврейского «несчастливый», «бедняга», что как нельзя лучше соответствует злоключениям нашего попаданца. Но дух «Легенды о Сонной лощине» сериал выдерживает от и до.

Сонная лощина

Самого Вашингтона Ирвинга на самом деле никогда не интересовали документальные хроники и летописи. Писателя влекли «неисчерпаемые запасы старинных преданий», передающиеся из уст в уста и столь «бесценные для истинной истории». Ирвинг-рассказчик делает тонкое, но существенное разграничение между историей и истинной историей. Легенды и предания привлекали его тем, что в них он находил запечатлённые нравы, обычаи, верования, вкусы, предрассудки, образ жизни и образ мыслей минувших времён, которые помогали уяснить смысл движения от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. И, правда, попавший прямиком из конца XVIII века в наше время сериальный Крейн вскоре начинает понимать, что, по сути, в душах и нравах людей ничегошеньки не изменилось (разве что «квартирный вопрос» встал острее, но это уже у другого классика).

Сам Икабод Крейн вовсе не историк, а «романтический искатель». В сериале он попадает в будущее, и именно романтическая историография (метод Ирвинга) приводит героев к старому расследованию, в котором рассматривалось дело о двух оккультных группах, одна из которых прочно стоит на стороне сил добра, а другая поклоняется, понятное дело, злодейскому злу или тьме тьмущей. Собственно, последняя и вызвала к жизни безголового Всадника.

Сонная лощина

Ещё одно сходство с новеллой Ирвинга кроется в сюжетной композиции. В основе практически всех новелл Ирвинга лежат вполне тривиальные романтические истории: необыкновенные приключения, поиски клада или преступника, любовь с первого взгляда, таинственные совпадения, встречи с привидениями и так далее. Сама «Легенда о Сонной лощине» основана на немецкой сказке. Так что ход с временными петлями, скорее всего, пришёлся бы господину Ирвингу по душе.

И пускай «Легенда», пересказанная американскими телевизиощиками, местами кажется притянутой за уши, а в некоторые сюжетные моменты, как ни старайся, поверить также сложно, как в Санта-Клауса, как говаривал герой новеллы Ирвинга: «Ах, сэр, я-то, уж как хотите, и половине из неё сам не верю». И всё же история, где всадник без головы научился владеть современным оружием, а главный герой пытается сначала приспособиться, а потом и выжить в почти «нечеловеческих» условиях XXI века по определению не может быть скучной, а значит достойна хотя бы одного просмотра.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here