1926 год. Молодой амбициозный физик-теоретик из США Роберт Оппенгеймер (Киллиан Мёрфи) возвращается в родную страну после обучения в Европе. Впереди Вторая мировая война и великие открытия, одним из основных участников которых предстоит стать Оппенгеймеру.

Фигура Кристофера Нолана знакома нашим современникам едва ли не лучше, чем персона Роберта Оппенгеймера. Оно и неудивительно, ведь англо-американский режиссёр – один из законодателей мод мирового кинематографа, тогда как имя руководителя Манхэттенского проекта в лучшем случае известно лишь страстным любителям науки и профессионалам.

Учёные никогда не были популярны среди масс (только если это не Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон или Чарльз Дарвин), поэтому решение снимать байопик об Оппенгеймере – изначально задача не из простых.

Впрочем, называть картину биографической – согрешить против истины. Да, с одной стороны, все основные эпизоды из жизни учёного на месте. С другой – структура и расставленные акценты делают из «Оппенгеймера» совсем иное по жанру кино.

Назвать его – попытаться втиснуть в рамки, от которых полностью отказался постановщик.

Тем интереснее, что сумел предложить зрителю автор «Помни» и «Тёмного рыцаря». Первое приходящее на ум сравнение – «Гражданин Кейн». И классическое произведение Орсона Уэллса, и произведение Нолана – эпические истории с обилием диалоговых сцен, нелинейным повествованием и яркими нетрафаретными героями.

В фильме, который основан на вышедшем в 2005 году нон-фикшне Кая Бёрда и Мартина Шервина «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея», немало оптических эффектов, повествование строится по принципу головоломки, в кадре присутствует много известных физиков (за три часа мы познакомимся с Нильсом Бором, Эйнштейном, Эдвардом Теллером, Эрнестом Лоуренсом и многими другими профильными звёздами), а точные науки демонстрируются доступно, с большой любовью и вниманием к деталям.

Зритель смотрит историю глазами формально главного героя, Роберта Оппенгеймера, а также занимает место номинального антагониста, одного из членов Комиссии по атомной энергии США Льюиса Штраусса.

Несмотря на вынесенную в заголовок фамилию, оба – одинаково значимые персонажи. И даже задачи их, казалось бы, на первый взгляд диаметрально противоположные, на самом деле относительно схожи.

Создатель ядерного оружия вроде бы преследовал благородные цели – остановить войну, спасти мир от возможного апокалипсиса, – а филантроп и бизнесмен Штраусс заботился исключительно о собственных интересах.

Однако при скрупулёзном рассмотрении окажется, что оба героя имеют и отрицательные, и положительные стороны, а их идеи одного и того же порядка.

Оппенгеймер не смог побороть гордыню, но принёс себя в жертву миру и справедливости (временных, конечно же), а Штраусс оказался глубоко уязвлённым человеком, который конвертировал свои обиды в манипуляции и психологические игры.

Штраусс и Оппенгеймер теряют себя и снова находят только затем, чтобы вновь распасться на атомы.

Двух героев блестяще сыграли Киллиан Мёрфи и Роберт Дауни-младший. Звезда «28 дней спустя» и «Острых козырьков» впечатляет мимикой, языком тела и голосом. В Оппенгеймере Мёрфи чувствуется надрыв, его борьба с внутренними демонами априори проиграна, но благодаря изумительному перевоплощению актёра в поцелованного ангелом учёного в это совершенно не верится.

В этом плане очень показательна личная жизнь Роберта. Точнее, её полная неустроенность. Все его отношения были в разной степени проблемными, а женщины учёного уходили от него, потеряв частицу себя. Иногда – даже больше.

Дауни-младший предстаёт в фильме в отличном от своего обычного образе. Ни бородки, ни изящной моложавости нет и в помине. Артист надевает на себя строгие наряды обиженного человека, который не может свыкнуться с мыслью о собственном поражении. Он слаб, но через его неспособность взять жизнь под контроль отчётливо проступает ранимая душа. Первоклассная игра Дауни-младшего впечатляет не меньше стараний Мёрфи.

В «Оппенгеймере» солируют Мёрфи и Дауни-мл., но актёрский ансамбль пестрит множеством громких имён. Прекрасная Эмили Блант играет нежную, но сильную жену Роберта Кэтрин, а не менее прекрасная Флоренс Пью – неуравновешенную женщину-психолога и журналистку Джин Тэтлок, ставшую на определённом жизненном этапе музой для заглавного героя.

Мэтт Дэймон перевоплотился в курировавшего Манхэттенский проект сурового генерала-лейтенанта армии США Лесли Гровса. Джош Хартнетт примерил на себя образ обстоятельного создателя первого циклотрона Эрнеста Лоуренса.

Кеннет Брана сыграл небольшую роль добросердечного прародителя квантовой механики Нильса Бора, Кейси Аффлек – подозрительного военного Бориса Паша, Гэри Олдман – волевого тридцать третьего президента США Гарри Трумэна, Мэттью Модайн – участливого разработчика аналоговых компьютеров Вэнивара Буша, Том Конти – не нуждающегося в пердставлениях Альберта Эйнштейна, а Рами Малек – отзывчивого главу Федерации американских учёных Дэвида Хилла.

Основное внимание Нолан уделяет терзаниям Оппеннгеймера по жертвам Хиросимы и Нагасаки, его размышлениям о природе зла и внутренним противоречиям физика. Также автора интересуют проблемы власти и политики.

События, которые показаны с точки зрения Оппенгеймера, условно можно отнести к жанру биографического фильма. Отданная позиции Штраусса часть картины гораздо больше походит на процедурал. Хлёсткие острые фразы в нём соединяются с томительным ожиданием приговора. Приговора, который предопределён заранее.

Демонстрируя эпоху маккартизма, с маниакальной точностью воспроизводя сцены допроса Роберта и эпизоды работы над проектом по созданию атомной бомбы, режиссёр, тем не менее, не переключается в режим псевдодокументалистики.

Напротив, благодаря параллельному монтажу, крупным и панорамным планам, уместному переключению между чёрно-белым изображением и цветным, длинными статичными и короткими динамическими кадрами, большая часть из которых была снята с ручной камеры (за неё отвечал известный по фильмам «007: СПЕКТР» и «Нет» постоянный оператор Нолана Хойте Ван Хойтема), и работе с картинкой, «Оппенгеймер» выглядит как величественное произведение, одновременно мечтательно-поэтическое и приземлённое.

Глубина деталей впечатляет (картина снята на 70-мм плёнку IMAX), а звук и музыка завершают практически идеальную композицию.

Саундтрек написал шведский композитор Людвиг Йоранссон, которого вы можете знать как по работе над блокбастерами «Веном» и «Чёрная пантера», так и по сотрудничеству с r&b-певцом Childish Gambino. Тревожная, волнующая, пробирающая до озноба музыка сопровождает изыскания Оппенгеймера и остальных на протяжении всей истории.

Мастерски записанный и сведённый звук буквально оживляет войну: кабинетную и самую настоящую – горячую. Мы ни разу так и не видим ни кадров Второй мировой, ни роковых событий 6 и 9 августа 1945 года, но слышим крики раненых, выстрелы беспристрастных винтовок, хлопки от разрыва шрапнели, обречённые детские возгласы, жуткие предсмертные вопли стариков. Ужасы не где-то далеко. Они внутри нас.

Не менее впечатляют кадры одной из ключевых сцен фильма – моменты испытания «Тринити». Когда мы слышим бряцание цепей по деревянном ящику, в котором находится судьбоносная атомная бомба, сравниваемое со стуком солдатских кирзовых сапог, становится одновременно страшно и торжественно-волнительно. А ведь это смерть, война без начала и конца! Она не выбирает, кого забирать – каждый в опасности.

Кристофер Нолан показывает, что большая сила влечёт за собой большую ответственность. Обретшая популярность во многом благодаря известному герою комиксов расхожая фраза здесь уместна как никогда. Ведь великие дела никогда не совершаются без мук совести.

«Оппенгеймер» – произведение о революции, которая захлебнулась, кино о личной трагедии, задевшей по касательной тысячи и миллионы людей, творение о сложном выборе, который необходимо сделать. Наконец, это размашистая история о том, что значит быть гением и насколько опасно брать на себя функции бога.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here