Мало-мало, мало-мало, мало огня
Если вы из тех людей, кто, переживая очередную дикую чушь в своей жизни, думает: «По крайней мере, из этого бы вышло неплохое кинишко», у меня для вас две новости. Первая из них плохая и банальная – вы до сих пор думаете, а кто-то делает. Лет восемь назад малоизвестный актёр Джейк Джонсон и его супруга сняли дом. И нашли неподалёку от него ржавый револьвер и совершенно непонятно кому принадлежавшую кость. Полиция на это дело с размахом положила, ну а Джейк подключил друзей, и они все вместе пораскапывали окрестности в поисках непонятно чего.
На том история, по сути, и закончилась, но ведь с пистолетом и костью надо было что-то сделать. «Кому музейный экспонат и супешник на ужин, а кому – завязка для фильма», – похоже, подумал Джонсон и выбрал второе. Это не шутка. Фильм «В поисках огня» в самом деле появился из такого пустячкового эпизода, по какой-то причине глубоко запавшего в душу молодому человеку. Целых три года он его вертел в голове, прежде чем встреча с товарищем и режиссёром Джо Сванбергом не расставила всё по местам: мол, снимаем.
Здесь наступает время поговорить о второй новости, она куда лучше первой. Вы не делаете, и поэтому вы – красавчик. Или красавица. Если в вашей жизни случилось что-то необычное, необязательно мутить кинофильм. Наверное, с этим бы не согласились ребята, из года в год зависающие на фестивалях вроде «Санденса», где в своё время и презентовали картину. Тем не менее, «В поисках огня» и есть самый яркий пример этому тезису, как и тому, что кино, в общем, не должно быть максимально близким к реальности.
Если отодвинуть реквизит в сторону, это картина об уставших в браке ребятах. Они уже долго вместе, у них есть ребёнок, на которого и направлены все лучи света и любви. На себя времени нет, на другого тоже – в спальне давно не происходит ничего интересного, окромя обсуждения подготовительных курсов в школу. И хорошо, если при этом получается не поссориться. Она начинает книгу про брак здорового человека и не дочитывает, он щупает своё пузико и ищет силы заплатить по счетам.
Одним словом, в жизни стало слишком мало огня. И каждый берётся за дело. Она наблюдает за другими парами, слушает философские изречения таксистов и залипает на случайного красавчика в хипстерском баре. Он раскидывает лопатой землю в поисках останков, время от времени отвлекаясь на друзей и девушек, которых те с собой привозят. Ясно, что фильм не про экшен – картина очевидно разговорного толка. И сильный сценарий с подробно обозначенными персонажами явно не помешал бы. Однако – сюрприз – сценария-то у фильма и нет.
Сванберг и Джонсон, то ли от лени, то ли от желания сделать что-то прекрасное, и одно другого не исключает, обрисовали на двух с половиной страницах лишь общий сюжет, канву картины. Это значит, что диалоги и определённые детали в поведении, взаимодействии и историях персонажей никто не прописал, они остались на откуп актёрам. В итоге Орландо Блум дал своему герою мотоцикл, а Крис Мессина придумал посветить членом на камеру, что всегда превосходная находка.
Однако при этом никто не наделил главного героя, сыгранного самим Джонсоном, мотивацией сложнее, чем «хочу почувствовать не знаю что, но мне нужно это для защиты своей идентичности». Как он рыл с товарищами из реальной жизни в свободное время землю рядом с усадьбой, так и продолжил делать это в фильме, не слишком задумываясь, что будет, если вдруг найдутся останки. Или, что интереснее, если они не найдутся. Такой вот Иван Сергеевич Копай из «Камеди Клаба» лохматых времён, разве что совсем без юмора. И без могильничка.
С главной героиней вроде интереснее – в конце концов, она буквально за день-другой узнаёт, что несчастных пар вокруг было и есть более чем достаточно. Но, увы, случайный вечер в баре, случайный красавчик и пара разговоров по душам переводят общение в довольно банальную плоскость. А ведь и с той, и с другой стороны это всё-таки поиски огня, того самого, что снова зажжёт отношения, что даст силы перенести все споры и ссоры. Получается же, что ребята в лучшем случае нашли по зажигалке.
Вполне возможно, что-то мог бы решить бэкграунд главных героев, но и с ним, особенно у парня, не сильно богато – ни рода занятий, ни увлечений, ни особых подробностей жизни до начала событий фильма, зацепиться решительно не за что. Добавьте обрывочные, полу-импровизированные диалоги подуставших от жизни хипстеров средних лет да полное отсутствие каких бы то ни было сюжетных взрывов. Адепты активного образа жизни любят говорить, что реальность ярче всякого кино. В этом случае с ними трудно не согласиться.