Такое не забывается
Бывший пианист Сэм (Колин Фёрт) и его бойфренд, писатель Таскер (Стэнли Туччи), едут в автодоме по просторам Великобритании. Они перекидываются язвительными репликами, посещают знаковые для их отношений места и лучших друзей. Но перед нами – не комедийный road movie о двух закадычных друзьях: у Таскера – прогрессирующая деменция. И пока Сэм всю поездку примеряет на себя роль сиделки, Таскер думает лишь об одном: небольшом пузырьке сильнодействующего снотворного, который он втайне взял с собой.
«Супернова» – второй фильм британского режиссёра Гарри Маккуина. Это камерная и личная история, речь в которой, тем не менее, идёт о таких глобальных категориях, как жизнь и смерть, память и забытье, сиюминутное и вечное. Режиссёр несколько лет сотрудничал с ведущими специалистами по деменции и общался с теми, чьих близких этот диагноз толкнул на самоубийство.
В итоге получился очень тонкий и филигранный фильм. Первая часть картины отличается спокойствием и плавностью повествования. Все знают о болезни Таскера, говорят ему слова утешения, в которые не верят даже сами. Сэм храбрится и подбадривает своего любимого, но часто вынужден уединяться, чтобы дать волю слезам. Создаётся ощущение, что все лавируют в надежде обойти любые серьёзные разговоры стороной.
Один из ярких образов фильма – черновик будущей книги Таскера, который Сэм находит в его потайном ящике. Он листает его и гордится: первые страницы заполнены ровным почерком, идеями и сюжетными поворотами. Но вот почерк становится менее ровным и разборчивым. Вот он уже нечитаем. Вот вместо букв начинаются какие-то каракули, а следом идут вырванные в порыве отчаяния страницы. Эта книга и есть Таскер: он забывает себя, теряет свою самость и решает уйти из жизни, пока ещё «не забыл того, кто забывает».
В этом смысле «Супернова» – это такой философский road movie, где заканчивается путешествие одного героя, а путешествие второго только начинается. Невольно вспоминается «Достучаться до небес» Томаса Яна и очень близкая по атмосфере, тональности и даже по названию работа Хэтти Далтон «Третья звезда» с Бенедиктом Камбербэтчем.
Вторая часть картины оказывается более эмоционально насыщенной: герои Колина Фёрта и Стэнли Туччи начинают говорить честно и открыто. Оказывается, что Сэмом руководит не сострадание и самопожертвование. Он не готов отпустить Таскера и смириться с парадоксальной правдой: порой смерть любимого человека может оказаться высшим проявлением любви. В этих сценах Колин Фёрт и Стэнли Туччи играют на каком-то невероятном уровне глубины, раскрывая весь драматизм своих персонажей.
«Супернова» – это фильм-рассуждение, затрагивающий многие вопросы. Что мы любим в человеке: его личность или что-то, не связанное с разумом? Готовы ли мы принять решение другого человека? Готовы ли мы отпустить во имя любви? Фильм наполнен и визуальными смыслами: величественные планы природы, мастерски показанные оператором Диком Поупом, будто говорят: человек со всеми его мыслями, чувствами и проблемами конечен, а эти горы, озёра и небо были и будут всегда.