Слово о полку Оиси

В стране Цветущей сакуры очень любят историю про отважных ронинов, отомстивших за смерть своего хозяина. Любят настолько, что число книжных и киновоплощений уже давно перевалило за «сакральное» 47. Поговаривают, что где-то существует и одноимённая опера. Но заявление это, наверное, настолько же мифично, как и сама рассматриваемая история, по причине её обрастания за века новыми деталями.

Наиболее деятельным японцам не удавалось развернуть народное предание до уровня дорогого фильма общемирового проката. Это проделали их заокеанские соседи, пожертвовавшие в никуда (из-за итоговой неокупаемости) энное число миллионов и наделившие фильм фантастическим контентом. И если классическое предание напрашивалось на драму с отзвуком каких-нибудь «Друзей Оушена» (ведь в оригинале был намного более запоминающийся план мести, чем у Ринша), то Голливуд разродился ещё одним блокбастером, пусть и в яркой восточной обёртке.

Условное фэнтези – Япония восемнадцатого столетия. Пока западные державы вовсю применяют порох и ходят под парусами по свету, суровые самураи по-прежнему гремят тяжёлыми доспехами и пускают зайчиков длинными клинками. Злодейский лорд Кира хитроумно отправляет на смерть старого князя Асано и прибирает его земли да красавицу-дочку к рукам. Недовольные смертью хозяина воины отправляются в карательный поход к неприятельской твердыне, где за крепкими стенами их поджидают вражеские бойцы, драконо-ведьма и гигантский самурай (серебряный ли?), эпично слитый в финале. К этому простенькому квесту присоединяется воспитанный кланом Асано полукровка Кай (его исполнитель Ривз, кстати, и сам частично азиат), которого кроме вендетты интересует спасение той самой дочки, по совместительству его возлюбленной.

Наш фильм выходного дня пытается быть умнее порой совсем одноклеточных собратьев по цеху (разговоры о вселенском укладе, чести и так далее), но выше головы всё равно не прыгает. С одной стороны, можно принять «47 ронинов» за ещё одну историю для семейного просмотра об отваге и силе духа, которые помогают творить удивительные вещи. Но если приглядеться, то монета разворачивается другой стороной. Конечно, японская национальная идея подарила миру достаточно достойных людей, поместила немало жемчужин в коллекцию общечеловеческого искусства, привела много удивительных примеров стойкости и верности (чего только стоит лейтенант Онода, продолжавший вести боевые действия на Филиппинах до 1974 года, хотя война официально завершилась в 1945-м). Однако фильм Ринша строится на очень даже неприятном фундаменте. Месть здесь возводится практически в абсолют; а личность одного или даже многих людей обесценивается перед жёсткими самурайскими принципами. Её можно лишить или, на худой конец, отдать, отважно вспоров себе живот.

Между боями вещают о чести, долге и справедливости, но смешано это со своеобразными идеями. Старинный подход из серии «око за око» направляет на верную смерть пятьдесят человек, которые кромсают за уже умершего господина противостоящих им статистов. Конечно, можно сказать, что у персонажей были и другие мотивы, но основной фетиш фильма всё равно совсем не в них. Плюс, наверное, можно долго говорить о влиянии сурового самурайского кодекса бусидо на японское общество, но, в любом случае, обратите внимание, именно Япония стала в XX веке одной из наиболее агрессивных азиатских держав.

Картинка у фильма запоминающаяся и даже стильная, хотя за 175 миллионов логично было ожидать и большего. Фэнтези-элементы с японской стилистикой совместили вполне органично, а на визуале положительно сказывается выбранный колорит. Столь масштабные проекты про Островную империю не часто увидишь, а в «47 ронинах» посмотреть есть на что. Постановка непосредственно экшена, если не придираться, способна оставить о себе положительное впечатление. Но чего не стоит особо искать в сюжете, так это юмора – по сравнению с фильмом Ринша и «Хоббит» покажется комедией.

Актёры адекватно отыгрывают свои не особо оригинальные образы (отважный офицер, злая тётка, мерзкий аристократ), единственная же голливудская звезда Ривз большую часть картины невозмутимо-эпично взирает с экрана на зрителя, словно монумент древних. Что небезынтересно, Кай по ходу фильма рискует показаться отнюдь не главным героем, ведь для оригинального предания он как не был нужен, так и остался; а, допустим, персонаж Хироюки Санады подаётся в более интересном сюжетном свете. И это ещё ладно: татуированного парня-зомби» Рика Жене не забыли разместить на основном постере, хотя в фильме ему досталось времени примерно столько же, сколько третьему самураю из второго ряда справа в сцене прибытия правителя – сёгуна (а именно: меньше минуты).

Талантливый постановщик рекламы и короткого метра Карл Ринш, снявший до «47 ронинов» целых ни одного полнометражного фильма, в очередной раз заставил вспомнить, что «первый блин всегда комом». Даже если вам придутся по душе местные идейные мотивы, существует опасность того, что очередной фильм-аттракцион с вялым сюжетом, соответствующей игрой актёров и не то чтобы выдающимся экшеном заставит вас сердито заключить в конце: «Надо было засесть за что-нибудь другое».

Вердикт: Так называемое «кино для всей семьи» про месть и самурайские принципы, где визуал пообедал сюжетом и драматургией.

Для глаз
Для мозга
Для сердца

8

4

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here