Охотники за разумом

В последнее время крупные студии, боясь не окупить затраты на кино, редко обращаются к новым идеям, отдавая предпочтение проверенным: ремейкам, сиквелам, экранизациям популярных книг, комиксов и игр. Конечно, если речь идёт о проектах с малым, или средним бюджетом, возникают исключения, но когда предстоит вложиться во что-то масштабное, боссы пасуют. Продвинуть свою грандиозную задумку/свой сценарий можно только, если ты уже доказал, что можешь делать кассовое кино, или тебя порекомендует Брукхаймер, например. Один из ярких примеров – Джеймс Кэмерон, автор «Титаника», двух «Терминаторов» и «Чужих». Его «Аватар» не является ни экранизацией, ни продолжением чего-либо, однако на производство было потрачено свыше 200 млн. долларов. Студия Fox знала, на что идёт – фильм собрал в мировом прокате более 2,7 млрд. и окупил затраты с лихвой. Поэтому, если в твоём паспорте стоит фамилия отличная от «Кэмерон», «Спилберг», «Джексон», «Рэйми», да даже «Бэй» бы помогла, то, увы, придётся тебе сначала заработать миллиард в прокате, прежде чем заставить боссов раскошелиться на приличную сумму ради твоей идеи. Кристофер Нолан поступил именно так.

Имя этого английского режиссёра появилось на слуху у киноманов только 12 лет назад, когда его дебютное «Преследование» неплохо прошлось по фестивалям. Однако широкую известность Нолан завоевал благодаря триллеру о жертве амнезии «Помни», получив вместе с братом Джонатаном номинацию на «Оскар» за сценарий. За «Помни» последовала лента о коррумпированном полицейском с проблемами сна «Бессонница», реанимация ушастого виджиланте в маске «Бэтмен: Начало» и триллер о конкурирующих иллюзионистах «Престиж». Последний на сегодняшний день вышедший фильм Нолана – «Тёмный рыцарь» – стал его триумфом, и во многом благодаря великолепному перформансу ныне покойного Хита Леджера. Лента не только вошла в пятёрку лучших сиквелов всех времён по версии журнала Empire, но и собрала в прокате (хоть и со второй попытки) больше миллиарда долларов.

Однако Нолан знал, что главный его фильм ещё только впереди. Пообещав Warner Bros. поставить триквел об ушастом герое в ближайшем будущем и, тем самым, успокоив их за его кассовые сборы, Крис выбил 160 млн. долларов на реализацию самой грандиозной идеи своей жизни, идеи, которой он грезил с детства – масштабного полотна об архитектуре разума – «Начала».

Сценарий был написан им ещё 8 лет назад, а сюжет, словно государственная тайна, не разглашался с самого начала работы над картиной. Официально же его представили только в мае этого года (надо же как-то продавать фильм). Вкратце, он предполагает существование некой конторы, чьи сотрудники занимаются ментальными ограблениями – они обучены погружаться в сознание человека во время сна и извлекать нужную информацию. Лучший в этом опасном деле Дом Кобб на жизнь зарабатывает тем, что учит крупных боссов, как можно противостоять действиям извлекателей. Однажды его работу нарушает заказ, от которого нельзя отказаться – внедрить в мозг успешного бизнесмена «правильные» идеи, которые понравятся его конкурентам. Но как только Кобб с командой специалистов берутся за задание, они встречаются с опасным врагом, предугадывающим все их ходы. По словам режиссёра, действие фильма простирается в нескольких измерениях: географических, временных и пространственных.

«Начало» – это первое обращение Нолана к научной фантастике, хотя в детстве он сочинил немало фантастических сценариев. Источниками его вдохновений служили «Звёздные войны» Лукаса и фильмы о Джеймсе Бонде. Идея же ментальных ограблений пришла не из фильма, а из сна, точнее, такого состояния сознания, как осознанное сновидение. В этом состоянии человек осознаёт, что видит сон и может контролировать ход его течения, а восприятие сна может вполне совпадать с реальными ощущениями. Сильно этим заинтригованный, Крис долгое время работал над идеей манипуляции и управления сознательными снами человека кем-то со стороны. В итоге она и стала основой для сценария.

Для людей, знакомых с творчеством Нолана, не секрет, что его фильмы интеллектуальны и многогранны, а эмоциональная сторона всегда играет ключевую роль. Брюс Уэйн («Бэтмен: Начало») в детстве у себя на глазах лишился родителей и решил в будущем бороться с преступностью; Леонард Шелби («Помни») искал виновного в смерти своей жены и не останавливался ни перед чем; Роберт и Альфред, друзья-иллюзионисты («Престиж»), стали заклятыми врагами после несчастного случая, унесшего жизнь жене Роберта. Тяжёлое прошлое довлеет и над Коббом из «Начала»: став из-за своих редких способностей преступником международного масштаба, он потерял любимую жену.

В полной мере воплотить переживания этого персонажа лучше Леонардо ДиКаприо, всегда со всей серьёзностью подходящего к любой роли, наверное, не смог бы никто. По словам Нолана, Лео многое привнёс в своего героя, сделал его более эмоциональным, чем задумывалось изначально, и это пошло фильму только на пользу. Кстати, это первая работа ДиКаприо с Кристофером Ноланом, однако актёру не впервой получать приглашения от маститых режиссёров: он работал с Ридли Скоттом, Стивеном Спилбергом, Дэнни Бойлом, Сэмом Мендесом, Джеймсом Кэмероном и четырежды с Мартином Скорсезе.

Джозеф Гордон-Левитт, Марион Котийяр и Эллен Пейдж тоже впервые появляются в фильмах Нолана. Звезда «Джуно» играет Ариадну, ассистентку Кобба, и она является своего рода глазами зрителя фильма. Ариадна узнаёт всё, что делает её босс, ровно как и зритель постепенно раскрывает для себя тайны его ремесла. Котийяр играет жену Кобба, Мэл, а Гордон-Левитт – Артура, входящего в состав команды Дома.

Кен Ватанабе, уже появлявшийся в «Бэтмене: Начало» в роли участника Лиги Теней, в «Начале» играет главного злодея, Киллиан Мёрфи, ходивший в маске Пугала в обоих «Бэтменах», здесь встал на «светлую сторону» и помогает Дому в его работе, а Майкл Кейн, уже трижды работавший с Ноланом, играет профессора, обучающего Кобба науке.

Съёмки проходили в нескольких странах, среди которых Морокко, Франция и Япония. А ключевые сцены снимались в уже «обкатанном» Ноланом месте – Лондонском Юниверсити-колледже. Там Кристофер учился по специальности «английская литература» и познакомился со своей будущей женой и партнёром по продюсированию Эммой Томас.

В своих фильмах Нолан привык достигать невозможного с помощью камеры, а не компьютера – зелёный экран и 3D сейчас суют везде, где надо и не надо. Режиссёр привык делать кино «по-старинке», применяя компьютерные эффекты лишь в крайнем случае. Также режиссёр не любит менять свою команду: с оператором Уолли Пфистером он работает со времён «Помни», а для создания визуальных эффектов привлекает Криса Корбулда, настоящего мастера своего дела, – он создал Бэтмобиль и работал над дюжиной фильмов о Джеймсе Бонде.

Для «Начала» команда Корбулда соорудила огромные вращающиеся коридоры и тяжеленный раскачивающийся ночной клуб. Гордон-Левитт, которому по сценарию предстояло участвовать в схватках в коридорах, провёл недели тренировок, учась координировать свои действия. Как итог – уникальная и ни на что не похожая сцена драки, сделанная без применения каких-либо компьютерных эффектов.

Но и без них бывает не обойтись. Фильм имеет ряд завораживающих сцен, созданных на компьютере. Самая яркая и часто мелькающая в трейлерах – сцена сворачивания города, вероятно символизирующая уничтожение воспоминаний.

Резюмируя все виденные материалы, можно с уверенностью сказать, что нас ждёт нечто действительно неординарное. Что-то, чем стала в своё время «Матрица» братьев Вачовски. В одном из интервью Эллен Пейдж сравнила фильм с романами Харуки Мураками: «Это как читать Мураками, – сказала она, – здесь присутствует фэнтези, но вместо чувства, что ты оказался в странном сюрреалистическом мире, ты ощущаешь всю реальность происходящего».

Но истории в фильмах Нолана всё равно главнее. Их сложность и завуалированная суть являются визитной карточкой режиссёра. А преподносит он их так, что они, даже будучи непонятыми зрителями, тем не менее, всегда заинтересовывают и увлекают. Так что если вы не вникнете в сюжет «Начала», от экрана всё равно не оторвётесь, тем более что посмотреть там будет на что.

Павел Жуков

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here