Паутина зла

Британская журналистка Эми (Валин Кэйн) перед принятием в новый штат должна предоставить шеф-редактору важный материал – расследование, посвящённое людям, которые занимаются вербовкой молодых европеек в ИГИЛ (запрещённая в РФ террористическая организация). Для этого она создаёт фейковый аккаунт в социальных сетях под именем Мелоди Нельсон, вешает на аву картинку с девушкой в хиджабе и отправляется искать джихадистов.

После пары лайков и репостов экстремистских материалов на неё быстро выходит человек под ником Абу Биляль (Шазад Латиф) и заводит с ней знакомство. Поначалу Эми с трудом подавляет страх перед столь опасным мужчиной и до ужаса боится разоблачения, однако желание довести дело до конца и профессиональный долг пересиливают. Но затем Эми/Мелоди начинает всё больше вживаться в роль покорной молодой мусульманки, а увидев, что Биляль красив, отважен и обаятелен, станет менять и своё отношение к общей ситуации.

Тимур Бекмамбетов сумел опустошить кошельки американских зрителей в 2008 году, когда внезапно для всех выдал кассовый хит «Особо опасен» с участием таких звёзд, как Анджелина Джоли и Джеймс Макэвой. Вот только удержаться на финансовом Олимпе он не смог – его «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» и «Бен-Гур» провалились в прокате и студии перестали доверять Бекмамбетову крупные бюджеты. Выполняя функции продюсера, он сумел реализоваться в иной сфере – удивить публику необычной стилистикой screenlife, пионером которой его гордо называет «Википедия».

Этот приём представляет собой демонстрацию в фильме событий, преподнесённых с точки зрения дисплея разнообразных гаджетов, которыми в настоящее время пользуются жители Земли всех возрастов. Первым успехом оказался хоррор «Убрать из друзей» (2015), всё действие которого разворачивалось в интерфейсе «Фейсбука» и «Скайпа» – кино стоило всего миллион долларов, а его кассовые сборы превысили 60. За ним последовал сиквел, снятый в 2018 году, а также успешный триллер «Поиск». Тогда же Бекмамбетов решил самолично срежиссировать screenlife-проект, который добрался до многих кинотеатров лишь несколько лет спустя.

В основу сценария «Профиля» была положена книга французской журналистки, написанная под псевдонимом Анна Эрель (настоящее имя женщины было изменено по известным причинам), которая рисковала жизнью ради выяснения имён людей, занимавшихся вербовкой в террористическую организацию, и причин, по которым юные девушки из Европы с лёгкостью соглашаются на такую страшную роль.

Изучив профайлы потенциальных джихадистов, Анна разделила их на две категории. Первую она называла «чистыми сердцами» – в неё попадали набожные, наивные и необразованные парни, которые искренне верили, что творят благое дело. Во второй оказывались самовлюблённые молодые мужчины, которые следили за внешностью, хвастались машинами, смартфонами и считали, что статус джихадиста сделает их настоящей звездой. Именно таким и был Биляль, причём в фильме даже отражается его дословная просьба к Мелоди купить ему дорогой парфюм, вроде «Эгоиста» от «Шанель».

Однако авторы «Профиля» решили кое в чём отклониться от реальных событий и именно это резко снизило планку качества всей картины.

Несмотря на то, что стилистика «скринлайфа» уже порядком приелась, его приёмы всё ещё продолжают оказывать нужный эффект. Верно подобранный сюжет позволил авторам развернуться на полную и порой у них это действительно получается. Поскольку большинство зрителей – опытные пользователи соцсетей, им хорошо известны чувство неловкости и даже страха, с которыми отправляешь какое-то видео или картинку совсем не тому пользователю либо открываешь во время презентации рабочий стол с совершенно неуместными обоями.

Профиль

Именно это напряжение возникает, когда Биляль просит у Мелоди срочно показать ему скриншоты своего рабочего стола или требует немедленно отправить ему сообщение. Чувство опасности, которое сопровождает переписку с действительно страшным человеком, возникает автоматически и за это создателям фильма спасибо – манипуляции с интерфейсом у Бекмамбетова мастерские, не придерёшься.

Но не стоит забывать, что главная цель картины – это важное предупреждение о ловушках, таящихся в глобальной сети, когда можно так легко попасть на опасный крючок, будь то террористические организации, «группы смерти» или простые мошенники. И там, где требуется стопроцентная психологическая точность и правдоподобие, «Профиль» начинает давать мощный сбой.

Если настоящая Анна Эрель едва не угодила в пропасть, следуя зову профессионального интереса и стремясь выведать как можно больше информации, то Эми/Мелоди ни с того ни с сего начинает западать на смазливого террориста, что выглядит, мягко говоря, глупо. С одной стороны, такой подход понять можно, поскольку авторы на примере Эми стремятся показать, насколько легко можно попасть под деструктивное влияние самому и на пальцах объясняют, что профили людей, подобных Билялю, нельзя даже поглаживать курсором мышки, не то чтобы вступать с ними в разговор. Но, с другой, изучение методики подавления воли требует гораздо большего количества серьёзных деталей, благодаря которым мы с лёгкостью поверим, что в характере Эми начинают происходить опасные изменения.

Визуально это удаётся: когда девушка надевает хиджаб, покорно опускает подведённые чёрным глаза и целомудренно улыбается, становится действительно страшно, поскольку осознаёшь, насколько быстро человек может измениться внешне и при этом нет никакой возможности понять, кто перед нами – хищник или жертва. Однако приёмы вербального воздействия, с которыми Биляль «окучивает» Мелоди, кажутся смехотворными: судя по фильму, чтобы записаться в джихадистки, достаточно иметь долг за квартиру и втрескаться в красивого восточного мужика, который бравирует дорогими тачками, роскошной жизнью, слезливыми речами про почившую маму и ностальгическими воспоминаниями о «кафешке на задворках Лондона».

Возможно, всё бы это казалось убедительным, будь перед нами неуверенная и глупенькая школьница, но Эми – профессиональная журналистка, которая так много знает о преступлениях террористов, свадьбах с тринадцатилетними девочками, секс-рабстве, разрушениях и смерти. Стараниями авторов она преподносится как ведомая, внушаемая и не слишком умная личность, к тому же напрочь лишённая инстинкта самосохранения. Она без малейшего сомнения демонстрирует террористу в кадре все ключевые объекты, которые помогут вычислить её местоположение, путается в собственной легенде, предоставляет доступ к личным данным и начинает что-то подозревать только тогда, когда Биляль из любящего виртуального жениха превращается в хама и начинает на неё орать. Оказывается, игиловец – не тот, за кого себя выдаёт, какая неожиданность.

Если закрыть глаза на жуткие сценарные натяжки вроде немотивированных скачков в изменении облика героини, надуманные сценарные ходы и невысокий уровень правдоподобия, посмотреть разок «Профиль» можно. Он в достаточной степени интересен, увлекателен и пусть примитивно, но всё же действенно объясняет, как легко можно стать жертвой опасного дурмана из-за собственной неуверенности и романтизированных представлений о фатализме.

В потенциале это могло бы быть мощное погружение в тайники человеческой души, где обнаруживаются те секретные кнопки, которые с лёгкостью позволят оказать на их владельца нужное преступникам воздействие. А также напоминание о том, что в XXI веке нельзя чувствовать себя в безопасности, даже находясь от источника угрозы на тысячи миль, поскольку зловещая паутина киберзлодеев давно опутала весь мир, и никто не знает, кем является на самом деле ваш сосед. Вместо этого Бекмамбетов снял пускай профессиональную, но уж слишком недалёкую байку, перефразирующую английскую пословицу «нельзя не испачкаться, дотронувшись до смолы».

ОЦЕНКИ
Для глаз
7
Для ума
5
Для сердца
5
Предыдущая статьяТихоня. Рецензия
Следующая статьяМногоцветье. Рецензия
Обычный кинофанат, который любит кино настолько, что не может об этом молчать и потому пишет. Ну и о своих впечатлениях тоже.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here