Равенство в различии
Однополые браки были узаконены в США 26 июня 2015 года в результате нескольких судебных дел о праве на наследие и опеку. История Лорел Хэстер и Стейси Андре не имеет прямого отношения к изменению в законе страны, но представляет собой один из тех многочисленных примеров, будоражащих общественность на протяжении последних десятилетий. Если любви все особи покорны, то почему некоторые равнее других в гражданских привилегиях?
Отвечать на животрепещущий вопрос режиссёр Питер Соллетт решил в классических традициях «Филадельфии», смешав драму судебную с личностной. Правда, разделение пластов здесь получилось слишком очевидным: первая половина фильма посвящена знакомству и зарождению отношений между героинями, второй час отдан разбирательствам и слушаниям. Стараясь избежать лишней сентиментальности, режиссёр показывает Лорел и Стейси с намеренной отстранённостью. Их действия и слова обыденны, схематичны: «Дашь мне свой номер?», «Встретимся вечером?», «Останешься у меня сегодня?» Актрисы сдержаны в проявлении своих эмоций, немногословны.
С одной стороны, понятно, что такой подход как бы говорит: «У нас всё так же, как у вас, естественно, нормально». Фильм, пожалуй, не вызовет отвращение даже у ярых противников ЛГБТ-движения – настолько всё здесь нейтрально. С другой стороны, будь в центре повествования мужчина и женщина, вряд ли на подобные пресные ухаживания и стандартные нежности было бы интересно смотреть. К тому моменту, как в сюжете происходит кульминационный перелом, о персонажах не формируется никакого мнения, и сопереживать им впоследствии сложно.
Судебные разбирательства, занимающие последний час «Права на наследие», ни красноречием, ни динамикой не радуют. Более того, некоторые аргументы откровенно фальшивы (как, например, «что говорил Бог о гомосексуалистах»), и это внушает серьёзные сомнения в достоверности всего остального. Напряжённые словесные баталии заменяет сотрясание воздуха и упрямство власть имущих. Мозг во время просмотра дремлет, не находя ничего, за что можно было бы зацепиться. Отношения персонажей по-прежнему схематичны, а болезнь Лорел, кажется, нужна лишь для открытия судебного дела.
Джулианна Мур ещё в прошлом году доказала своё умение переживать физические страдания на экране с болью и достоинством одновременно, и эта роль не добавляет ничего нового. Эллен Пейдж правдоподобна в качестве молчаливого мужского ядра в паре и даже симпатична, но вряд ли её сливающаяся с обоями героиня смогла бы убедить управляющих округом хоть в чём-либо. Во всяком случае, её финальная просьба оставить дом, чтобы сохранить память о любимой, воспринимается крайне плоско.
Сдержанная манера повествования, выбранная режиссёром, играет с ним злую шутку. Для трагичной истории любви здесь слишком мало эмоций, для судебной драмы – слишком мало юридического «мяса» (аргументов, пылких обсуждений, противоречивых ситуаций). Фильм забывается сразу после титров, и это, пожалуй, худшее, что могло произойти при освещении такой острой темы.
Вердикт: Фильм на злобу дня, на удивление не производящий никакого эффекта.
3 |
3 |
3 |