Игра аллегориями

«Оно следует за тобой» – стильный и умный взгляд на подростковую психику от американского режиссёра Дэвида Роберта Митчелла. Нежная, изобретательная и страшная картина вполне претендует на звание одного из лучших фильмов ужасов последнего десятилетия. В то время как в нём присутствуют традиционные пугающие элементы и знакомые антагонистические силы, страх в самом сердце картины ужасающе человечный. Автор показывает не только хрупкость нашего детства, но и столкновение людей с осознанием, что кошмары прошлого – понятие не эфемерное. Они преследуют каждого на протяжении всей жизни.

Фильм Митчелла – это суть жанра ужасов: секс, смерть и кровоточащие оковы юности. Визуально режиссёр использует традиции слэшеров, поэтому среда и атмосфера будут знакомы любому поклоннику жанра, но его взгляд уникален. Фильм не подчиняется жанровым правилам, а лишь использует шаблон для формирования собственного образа.

В широком тезисе Митчелла о подростковой жизни соблазнение и отторжение секса становятся центральными идеями. Его персонажи представляются в неком чистилище, где-то между взрослой жизнью и детством. Подростки изолированы в полном смысле слова: от родителей, себя и даже собственного города, который изображён как угроза.

Оно следует за тобой

Дэвид Роберт Митчелл интригует, строя бесперебойную головоломку. Режиссёр рисует невзрачный американский пригород, который должным образом не указывает на период действия – мы могли бы быть в 70-х или в сегодняшнем дне. Также Митчелл использует длинные, медленные движения камеры, которые создают напряжение, по сути, из ничего. А головокружительная музыка прибавляет жути.

Атмосфера беспокойства ощущается с самого начала. Полуголая девушка на высоких каблуках в панике выбегает на улицу. Бежит от невидимого агрессора. Следующая сцена – её труп на пляже, руки и ноги скручены невероятным образом, будто конечности девушки – битые спички.

Невинное свидание между Джей (Майка Монро) и Хью (Джейк Вири) переходит в чудовищную пытку. Хью замечает неизвестную, фантомную, невидимую для Джей, женщину в аудитории кинотеатра. Они мгновенно выбегают из зала. После у пары происходит секс в машине, затем парень насильно усыпляет и связывает Джей, а когда она пробуждается, предупреждает, что «оно» теперь будет следовать за ней вместо него. Девушка сможет избавиться от нечто, лишь переспав с кем-то. То есть, физической близостью девушка может «это» передать. Речь вполне может быть о венерических заболеваниях, но игра Митчелла аллегориями способна привести к любым фантазиям и спекуляциям.

Оно следует за тобой

Город в фильме – место, где спит демон, но это также место, где он может быть побеждён. Антагонист принимает форму людей, которые знакомы жертвам. Стилистический приём Митчелла дикий, меланхоличный, фрейдистский, что блестяще подчёркивает тему картины. А его минимализм очевидно прозрачный и одновременно скрытый. Название фильма намекает на мистику сюжета. «Оно», конечно, следует за героиней Джей в очень угрожающей манере, но зритель остаётся в неведении относительно того, что «оно» из себя представляет. «Оно» – страх секса? Или «оно» – проявление сексуальной путаницы подростка или её склонности к насилию?

Как и Стэнли Кубрик, Дэйвид Роберт Митчелл озабочен построением атмосферы, а не истории. А фрейдистские элементы (пробитый круглый бассейн с вытекшей водой) расширяют непознаваемую мозаику картины. Красочными крупными кадрами цветов и воды, которых часто касаются герои, создатели рисуют либо неизбежную связь, либо приближённость человека к природе.

«Оно» – если не современный шедевр, то, несомненно, важное кино. Это совмещение галлюциногенного, медленного напряжения кубриковского «Сияния» и минимализма мизансцены карпентеровского «Хэллоуина». Фильм заставляет почёсывать затылок, но устрашающее сомнение и растерянность действия привлекают в нём больше всего.

2 КОММЕНТАРИИ

  1. >>Сюжет незатейлив: 19-летняя Джей (Майка Монро) после изнасилования (или неприятного полового акта – точно неясно)

    Вы фильм смотрели? Там секс по обоюдному согласию.

  2. никаких следов «Сияния» — фильм хоть и стильный, но абсолютно наивный, грешащий ничем не обусловленными поворотами сюжета. Визуальный ряд — единственное с музыкальным сопровождением достоинство заурядного в плане развития сюжета хоррора.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here