Я здесь, с тобой, и это важно

Довольно быстро становится ясно, что Хуан Антонио Байона создавал «Невозможное» без опоры на голливудские понятия фильма-катастрофы…

Не важно, что кинолента снята на основе реальных событий и старается поведать зрителю реальную историю – в Америке её обязательно бы насытили нехилым количеством спецэффектов, приуменьшили трагизм, добавили юмора и афроамериканца в одну из главных ролей. Байона же показывает не столько беспощадный набег цунами на побережье Юго-Восточной Азии, сколько трагедию одной конкретно взятой семьи.

Вместо типичного для подобного жанра показа масштабных событий сквозь призму отдельных человеческих судеб, испанский режиссёр сделал акцент именно на главных действующих лицах. Благодаря порой откровенно наглой, но чертовски умелой игре на эмоциях и ловком выборе момента для развязки отдельных эпизодов, волей-неволей за них переживаешь.

Бытовые мелочи прилетевшей на отдых семьи (муж, жена и трое детей), вроде переживаний по поводу невключённой сигнализации, или же счастливая расслабленность местного отеля на побережье вскоре вероломно смываются гигантской волной, сметающей на своём пути абсолютно всё – дома, деревья, человеческие судьбы. Ещё один широкий штрих – и отец с двумя младшими сыновьями исчезают из поля зрения, заставляя наблюдать за страшными по трагизму и напряжению, великолепными перформансами Наоми Уоттс и Тома Холланда, борющихся за выживание посреди бушующей стихии. И в этом аспекте Хуан Антонио Байона бескомпромиссен – героев несёт полный ярости поток, швыряя их о плывущий мусор, травмируя тела и души, заставляя бороться на пределе сил и возможностей, а потом вспоминать, о чём многие из нас забыли в реальной жизни – о силе духа.

Но даже временное спасение не приносит в действие успокоение. Байона продолжает баловаться широкими штрихами, заставляя мать и сына терять друг друга даже в госпитале. А затем, переключая действие на другое направление, вновь уводить его вглубь разрушенных цунами территорий, показывая обречённость, смерть и опять же – борьбу за жизнь, за остатки надежды, пробегающей между людьми подобно электрическим разрядам, возвращающим к жизни уже было погибшие души.

Режиссёр «Приюта» ловко удерживает зрительское внимание, порой придавая «Невозможному» остросюжетное напряжение, редко сочетающееся с подобным драматизмом. Фильм вызывает сострадание практически того же рода, что и брошенный ребёнок, плачущий посреди остывающего поля боя. Отчаянное в своей силе чувство по своей сути является лишь игрой со зрителем, но от этого менее искренним в своём экранном воплощении не становится.

И этому помогают сильная актёрская игра (особенно обласканной критиками Наоми Уоттс) и умелая режиссура. Обладая хорошим чувством момента, с самого начала ударяя резким контрастом тихой безмятежности и оставшихся после прохода стихии руин смерти и отчаяния, Байона в перерыве между сменами направлений развития сюжета не упускает из виду не единой мелочи. Он не стесняется травмировать тела и судьбы действующих лиц, при этом ухитряясь превратить эпизод с терзанием героини Уоттс неуправляемым потоком в чуть ли не образец художественной постановки.

Не будет юмора, не будет моря спецэффектов – они служат здесь лишь второплановым атрибутом. Будет пронзительная драматическая история, жизнеутверждающая по своим итогам и неожиданно впечатляющая при попытке охватить всё увиденное одним взглядом. «Невозможным» Байона убедительно доказывает, как важно не сдаваться в минуты отчаяния и как важно помнить о близких людях, которые рядом в трудную минуту могут восполнить казалось бы уже иссякшие силы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here