Модный приговор
После шквала негатива, полученного от критиков и зрителей за фильм «Только Бог простит», датский режиссёр Николас Виндинг Рефн три года не снимал кино, и вот вернулся со своим новым творением, «Неоновым демоном», к которому критики по большей части тоже отнеслись 50/50. В целом, понять, за что это кино полюбили, а за что возненавидели, довольно легко.
В основу сюжета Николас Виндинг Рефн кладёт чисто формальную историю о юной Джесси (Эль Фэннинг), которая приезжает в Лос-Анджелес и без связей, постели и прочего блата заключает выгодный контракт с модельным агентством. Разумеется, этим она провоцирует ненависть и зависть коллег, тем более что невинная девочка слишком легко усваивает уроки хищного мира шоу-бизнеса.
На самом деле всем этим режиссёр лишь заигрывает с публикой, и в первой половине картины зрители попадаются в поставленную им ловушку, включая синдром глубинного смысла, которого нет, и его тщетные поиски вызывают у людей раздражение. Недовольные также кивают на отсутствие характеров, психологизма и внятной прорисовки большинства поступков персонажей, что усиливает странное впечатление от картины. Главной же целью этой ленты, которую можно охарактеризовать как смесь «Чёрного лебедя», «Шоугёлз» и «Побудь в моей шкуре», является акцентирование исключительно на аудиовизуальной стороне как основном способе рассказа и донесения мыслей, которые, впрочем, обнаруживаются исключительно при личном желании каждого.
В плане актёрских образов, как и в сценарии, тут, конечно, тоже полный вакуум, поэтому все главные сцены легко крадёт классная Джена Малоун в роли визажистки Руби (ещё был бы интересен герой Киану Ривза, но его очень мало). Но рваный сюжет, пропадающие посреди фильма герои, а также некрофилия, намёки на педофильские мотивы и каннибализм как буквальная метафора хищной и плотоядной сути шоу-бизнеса запечатлены в такой красочной, очаровательно китчевой и безупречно выстроенной по композиции картинке, что глаз не оторвать.
Снабжённая гипнотической музыкой Клиффа Мартинеса (охарактеризовавшего фильм как нечто среднее между «Долиной кукол» и «Техасской резней бензопилой») атмосфера полуклипа-полусна гипнотизирует, оставляя после себя вязкое послевкусие, как и обилие весьма ярких экранных образов. Поэтому не будет сюрпризом, если в определённых кругах «Неоновый демон» скоро окажется вполне себе культовым.