Парижские тайны
Сонным июльским вечером «Первый канал» вдруг разбавил унылую эфирную сетку летнего межсезонья неожиданной премьерой – новой экранизацией произведений Жоржа Сименона о Комиссаре Мегрэ.
На британских телеэкранах премьера проекта состоялась ещё весной 2016-го, так что до России самый известный следователь французской уголовной полиции добрался с изрядным опозданием. На настоящий момент вышло три полнометражных телевизионных фильма (на российские экраны пока попали первые два), за производством которых стоит английский телеканал ITV – тот самый, который на протяжении 25 лет являл миру «Пуаро Агаты Кристи» в классическом исполнении Дэвида Сушэ.
В 2013 году четвертьвековая эпопея маленького бельгийца с выдающимися усами наконец завершилась. Тогда же на шестом сезоне закрылся сериал про мисс Марпл – по причине вполне прозаической: права на экранизации произведений Королевы детектива перешли к заклятым конкурентам из BBC. Спустя ещё пару лет финишировала «Война Фойла», в результате чего руководство ITV оказалось вынуждено искать, чем заполнить образовавшуюся брешь, ибо одним «Бродчёрчем» напополам с традиционными «Убийствами в Мидсомере» сыт не будешь. Покуда ВВС сосредоточил в своих руках мощные детективно-человеческие ресурсы в лице Шерлока, Лютера и даже отца Брауна, периодически разбавляя их экранизациями Кристи («И никого не стало», «Свидетель обвинения», «Партнёры по преступлению») и Ле Карре («Ночной администратор»), сценаристы и шоураннеры ITV в поисках вдохновения обратили свой взор через Ла-Манш.
Собственно, в Великобритании романы и рассказы Жоржа Сименона о комиссаре Жюле Мегрэ пользуются немногим меньшей известностью, чем «родные» Пуаро и мисс Марпл. На экранах в разные годы Мегрэ также получил изрядное количество воплощений: его играли почти три десятка актёров – от Жана Габена до Майкла Гэмбона. В новой экранизации роль знаменитого сыщика в котелке и с трубкой получил ум, честь и совесть британской комедии – Роуэн Аткинсон.
Такой выбор может показаться не самым очевидным, но вместе с тем и случайным его никак не назовешь: во-первых, Аткинсон несколько лет назад сам говорил о желании завязать с комическими ролями и попробовать силы в драме, а во-вторых, известно, что актёр – большой поклонник произведений Сименона. Его Мегрэ – задумчивый, немногословный, порой не слишком уверенный в себе. Однако в нём есть ещё и то, чего так не хватает многим знаменитым телевизионным сыщикам: полное отсутствие снобизма, эгоцентризма. Аткинсон привносит в роль необыкновенное количество душевного тепла, сочувствия и сострадания. Каждый случай, который ему приходится расследовать, комиссар принимает близко к сердцу, пропускает через себя.
Мегрэ расставляет сети
В качестве своеобразной «пилотной серии» проекта был выбран роман «Мегрэ расставляет сети» – чем авторы поневоле обрекли себя на неизбежные сравнения с канонической экранизацией 1958 года с Жаном Габеном и Анни Жирардо. По сюжету, на Монмартре неизвестный убивает молодых женщин, с хирургической точностью закалывая их ударом в затылок. Пресса неистовствует, общественность требует схватить убийцу. На карту оказывается поставлена репутация парижской полиции и самого комиссара Мегрэ, на которого давит начальство, грозя отстранить от дела…
Главный герой здесь отнюдь не выглядит всезнающим и всемогущим охранителем законности, каким нам зачастую рисуют детективов на телеэкранах. Он неспешен, допускает ошибки, а его методы не всегда безупречны и дают быстрый результат. Мегрэ, в отличие от Холмса или Пуаро, не раскрывает дело, сидя в кресле перед камином и просто складывая факты в общую картину. В конце концов, он официальный полицейский чин, подчиняющийся определённым процедурам и вынужденный действовать для восстановления порядка в городе.
Так что не ждите, что в конце всех участников событий соберут в одной комнате и после сеанса дедукции с подробными объяснениями укажут пальцем на преступника. Чтобы справиться со злом, обитающим в парижских трущобах, Мегрэ волей-неволей приходится задействовать все ресурсы и инструменты, доступные полиции. В его распоряжении внушительный штат помощников и экспертов, а для поимки серийного убийцы он разрабатывает целую спецоперацию.
Всё это делает повествование динамичным, но слегка оттеняет в расследовании роль самого комиссара. Возможно, по этой причине для дебюта имело бы смысл выбрать другое произведение, дающее более основательную характеристику дедуктивным способностям собственно Жюля Мегрэ. Таким как раз становится второй фильм цикла.
Мертвец детектива Мегрэ
Здесь композиция уже более близка к классическому детективу. Никаких маньяков – вместо этого неопознанный труп, выброшенный на ходу из машины. Руководство требует сосредоточиться на других, более резонансных преступлениях, но для Мегрэ восстановить картину происшествия и найти убийцу становится делом чести, ведь перед смертью погибший несколько раз звонил ему с просьбой о помощи.
В отличие от первого дела, тут мы наконец наблюдаем традиционное расследование, когда по одной улике сыщик маленькими шагами движется к разгадке, используя всю мощь своих интеллектуальных способностей. Без беготни и здесь не обходится, но в целом «Мертвец детектива Мегрэ» выглядит скроенным по лекалам классического британского детектива. Сценарий второго фильма дарит зрителям и несколько эмоциональных сцен, более полно раскрывающих характер Мегрэ. Особого упоминания заслуживает заключительная сцена, в которой комиссар, проникнувшись сочувствием к овдовевшей бездетной героине, обещает похлопотать для неё насчёт приёмного ребёнка из приюта.
Есть недочёты и по части визуальной составляющей. С одной стороны – отличная работа костюмеров, с другой – Париж практически не узнаваем. Эйфелеву башню, Лувр и прочие знаковые места и достопримечательности в кадре ждать не стоит, красивых пейзажных съёмок почти нет. О том, что действие происходит во французской столице, говорят лишь субтитры с названиями мест да мелькающие на заднем плане газетные заголовки. Что, кстати, не удивительно, ведь первые два фильма на самом деле снимались в Будапеште…
Есть вероятность, что далеко не всем поклонникам жанра (особенно, знакомым с литературным первоисточником) может прийтись по вкусу такое прочтение образа великого французского сыщика. Мегрэ у Аткинсона – не идеализированный страж порядка, а в иных ракурсах будто и вовсе невольно отдаёт мистером Бином. Однако нельзя не признать, что в эпоху моды на скандинавский нуар и сыщиков-социопатов с тёмным прошлым и кучей скелетов в шкафу на телевидении, возможно, не хватало именно такого детектива: искреннего, человечного, способного к сопереживанию и привносящего даже в самые мрачные человеческие драмы частичку теплоты.
Недавно посмотрел 3 серии. Мне тоже понравилось, особенно вторая.