Сегодня имя Уолта Диснея стало нарицательным. С одной фамилией ассоциируется целый стиль художественных произведений, будь то анимация или игровое кино. За этой фамилией стоит многомиллиардная медиаимперия, охватывающая кино, телевидение, прессу, музыкальную индустрию и интернет. Однако так было не всегда.
К середине 1980-х студия Уолта Диснея едва сводила концы с концами, особенно её анимационное подразделение. После смерти мэтра в 1966-м и прихода нового поколения аниматоров, студии раз за разом не удавалось удержать зрителя, и каждый новый фильм встречал всё менее однозначную реакцию. Кроме того, в это время ряд талантливых художников покинул студию. Наибольший удар нанёс Дон Блут, решивший создать собственную анимационную студию и уведший за собой добрую половину аниматоров. Также в сольное плавание отправился Тим Бёртон.
Под руководством Роя Диснея (племянника Уолта), компания оставалась на плаву в основном за счёт создания фильмов и сериалов для телевидения. Анимационное подразделение переживало тяжелейшие времена.
Чтобы уладить ситуацию, в 1984-м на руководящие посты студии Диснея были приглашены Майкл Айзнер (новый генеральный менеджер) и Джеффри Катценберг (руководитель анимационного подразделения). Хотя оба успели достичь немалых успехов в Голливуде, ни один из них не имел опыта в работе с анимацией. И, возможно, благодаря их свежему взгляду на студии и наступил маленький Ренессанс, во время которого были выпущены самые успешные мультфильмы, завоевавшие сердца миллионов и ставшие современной классикой. Одним из них стал «Красавица и чудовище».
Классическую сказочную историю хотел экранизировать в рисованном виде ещё сам маэстро Уолт, однако его постоянно ожидали препятствия на стадии разработки сюжета. В конце концов, не так уж легко сделать интересной историю о девушке, вынужденную каждый день ужинать с монстром, который постоянно просит, чтобы она вышла за него замуж. Кроме того, когда в 1946 году вышла киноверсия истории, снятая Жаном Кокто, у Диснея пропал энтузиазм к «Красавице», ведь мэтру не хотелось быть вторым в чём-либо.
Студия вернулась к сказке в конце 80-х, когда начались усиленные поиски материала для новых фильмов. Было решено вернуться к классике в чистом виде, а не каким-либо образом адаптировать её для самых маленьких (как, например, это произошло с историями о Шерлоке Холмсе, которые превратились в «Великого мышиного детектива», прошедшего в прокате, несмотря на положительные отзывы критиков, не очень удачно).
Первые версии «Красавицы и чудовища» были более «приземлёнными», мрачными и серьёзными, без использования магии и музыкальных номеров. Однако на всех презентациях материала внутри студии такой подход не встречал одобрения, он не «выстреливал». Над сюжетом трудились десятки художников и сценаристов, режиссёров несколько раз меняли и работу начинали заново.
В конечном итоге, руководить фильмом были назначены дебютанты Керк Уайз и Гэри Трусдейл. Они, по рекомендации Катценберга, решили превратить историю в мюзикл и рассказывать сюжет не с помощью длинных монологов, а посредством помпезных музыкальных номеров, как это было во время «золотого века» студии. Такой подход уже великолепно себя показал на «Русалочке», где над музыкой трудились Алан Менкен и Хауард Эшман, получившие за свои старания «Оскар». Их же привлекли к созданию «песенной» составляющей «Красавицы и чудовища». К сожалению, для Эшмана, отвечавшего за слова, эта работа стала последней, так как уже на старте работ он узнал, что болен СПИДом, и до премьеры фильма он не дожил. Фильм «Красавица и чудовище» был посвящён его памяти, и его труды были по праву вознаграждены посмертным «Оскаром».
Подбирая актёров на озвучку главных ролей, режиссёры ставили во главу угла их вокальные данные, поэтому больших звёзд в фильме не было. Все исполнители ролей – Пэйдж О’Хара, Робби Бенсон, Анджела Лэнсбери и другие – имели богатый опыт выступления в мюзиклах, поэтому проблем с исполнением песен у них не возникло, а у режиссёров не было необходимости нанимать певцов в дополнение к актёрам.
Для того чтобы максимально эффектно показать историю неожиданной любви сельской красавицы Белль и обезображенного принца, была разработана система CAPS, позволявшая органично сочетать рисованную анимацию с компьютерной графикой, что давало возможность создавать максимально динамичную и кинематографичную картину. Эту же технологию, разработанную студией Pixar, в дальнейшем брали на вооружение создатели «Аладдина» и «Короля льва».
Когда фильм наконец вышел в прокат после длительного производственного процесса, все готовились к провалу. Несмотря на всё, успех «Русалочки» в 1989-м мог быть лишь везением, и второй фильм должен был подтвердить, что у студии Диснея открылось «второе дыхание», или же доказать, что магия старика Уолта утеряна безвозвратно.
Результат же превзошёл самые смелые ожидания самых отверженных оптимистов. Фильм не только оглушительно успешно прошёл в прокате и вызвал восторг критиков, но и пожал огромный урожай наград. «Красавице и чудовищу» вручили «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм – комедия или мюзикл», а когда в начале 1992 года были объявлены номинанты на «Оскар», публика была ошарашена, увидев первый в истории анимационный фильм, борющийся за звание Лучшей картины года. И, несмотря на то, что главную награду в том году взяло «Молчание ягнят», сама номинация была гигантским прорывом не только для студии Диснея, но и для анимации в целом. Мультфильмы больше не считались «детским» развлечением.
На протяжении 18 лет ни одной другой рисованной картине не удавалось повторить достижение «Красавицы». Следующим анимационным фильмом, удостоенным главной номинации, был «Вверх», и это случилось лишь после того, как Киноакадемия увеличила список номинантов с 5 до 10. «Красавица и чудовище» пробился в пятёрку.
В чём же причина столь большого успеха? В качестве анимации и прорисовке персонажей? В динамичном сюжете и колоритных героях? В музыкальных номерах и песнях, которые остаются в памяти ещё долго по завершении просмотра? А может, всё дело в нестареющей истории о том, что любовь побеждает всё зло на свете и настоящая красота находится внутри, а не снаружи? Что бы ни было причиной, фильм очаровал своих современников и спустя 25 лет влюбляет в себя новое поколение зрителей.
Материал был впервые опубликован в №12 (43) за декабрь 2011 года.