Арнольд Шварценеггер, которому в июле этого года стукнуло 70 лет, на виду чуть ли не полвека. Сперва как атлет, а потом как актёр. Разумеется, Железного Арни помнят по зловещему образу машины-убийцы – Терминатору. Однако спортивная публика, в частности бодибилдеры, или культуристы, знают и вспоминают его прежде всего по документальной киноленте Джорджа Батлера и Роберта Фиоре «Качая железо», которой исполнилось 40 лет.
Назвать Шварца скромным было бы нечестно, и его самоуверенность, нахальство и даже высокомерие моментально бросаются в глаза именно в картине, повествующей о подготовке к выступлению на соревновании «Мистер Олимпия», победителем которой он становился аж семь раз. Несомненно, Арнольд Шварценеггер – легендарный бодибилдер. А кино в жизни Арни – вообще отдельная тема.
Одни восхищаются телами бодибилдеров, а других они страшно пугают. Сегодня атлеты выглядят монструозными, отчего получают косые взгляды, а то и обидные дразнения – особенно за их чудовищную массивность и пузатость. Неслучайно эпоху бодибилдинга 70-х называют «золотой» – пусть объёмы чуть скромнее, но тела суше и стройнее. Классика эстетики! Настоящие статуи – хоть сейчас иди и высекай из камня. «В то время как художник просто использует немного глины с каждой стороны, он идёт по простому пути. Мы же выбираем трудный путь, потому что приходится иметь дело с человеческим телом», – объясняет Шварц философию билдинга.
Уже с первых кадров Арни и его друг Франко Коломбо, приехавшие в Америку из Европы, берут уроки балета для позирования – это доказывает, что культуризм больше, чем спорт. Билдинг – искусство. И искусство довольно самовлюблённое. Когда здоровяки с голодными лицами тягают огромные веса и позируют, при случае посматривая на своё отражение или оценивая соперника за кулисами перед выходом на сцену, телостроители ничем не отличаются от моделей. Вдобавок они покрывают себя маслом, чтобы выделить рельефность мышц и выглядеть зрелищнее. Впрочем, дело-то в железе, с которым они физически и мысленно сражаются.
«Качая железо» уверенно повествует о тонкостях соревновательного спорта – большую часть фильма занимают тяжелые тренировки сквозь пот и слёзы – и показывает, что культуристы – обычные люди, какими бы странными они ни казались. Атлеты погружены в свою суету, имеют слабости, а жизнь – фанатичный труд и изматывающая борьба. И тут нужно сказать, что «Качая железо» – даже не документальный фильм, а настоящая документальная драма. Сюжет грамотно и почти невидимо разбит на две части: одна рассказывает о соревнованиях любителей на «Мистере Вселенной», а вторая – о профессионалах на «Мистере Олимпия». В одной – дуэль хулигана Кена Уоллера и семьянина Майка Катца, в другой же – противостояние сильнейших гигантов: Арнольда Шварценеггера и Лу Ферриньо. Антагонизм придает документалке голливудский оттенок. Её авторы гармонично смешивают факты с вымыслом, документальную хронику с реалистичной художественностью. Фильм прекрасен обаянием выбранных персонажей – Арни, Лу и Франко, и, конечно, их объёмной мускулатурой. Здесь экшен – тренировки в легендарном Gold’s Gym, позирование в тюрьме и перемещение автомобиля, драма – дуэли спортсменов, а также дружба и товарищество.
Между прочим, тогда, в 1975-м, Шварц подумывал о завершении спортивной карьеры, но режиссёр Джордж Батлер убедил его побороться за очередной титул «Мистера Олимпии» ради картины. Прославленный и окружённый девушками Арнольд, красующийся на солнечном лос-анджелесском пляже или перед камерой, сравнивая прокачку рук с сексом, убеждённый в совершенстве и непобедимости, подшучивает над Ферриньо, упорно тренирующимся в пыльном нью-йоркском зале под руководством строгого отца. Об одержимости победой Лу над «австрийским дубом» можно судить хотя бы по одной забавной сцене, где измученный Ферриньо наконец бросает штангу с криками: «Всё, хватит!», а ему тут же подносят другую, приговаривая: «Вот тебе подарок! Пусть руки растут!».
Сторонний наблюдатель заметит, что фильм не только о бодибилдинге, силе духа, воле к триумфу, но также об очаровании, хитрости и манипулятивности – дескать, одним телом не отделаешься – умей вертеться. Так, в беседе с журналистом Арни рассказывает, что однажды посоветовал самонадеянному новичку кричать во время позирования: руки подняты – тон выше, руки опущены – тон ниже. Понятное дело, парня выперли со сцены. «Мне не так сложно дать неправильные советы», – смеётся Шварц. Вот и думайте, в билдинге главенствуют разум или тело. А может быть, всё вместе?
Дело даже не в том, чтобы быть лучше других, а в том, чтобы быть среди тех, кто понимает и разделяет твой образ жизни. Соперники – не враги, а образцы для саморазвития. За атлетичными телами скрываются большие личности. Картина не только о «железе», но и о настоящем братстве. А что до искусства, то это подтверждает и фильм о фильме «Создание: “Качая железо”», где показаны выступления Шварценеггера, Зейна и Корни на выставке «Артикуляция мышц: искусство мужского тела» в Музее американского искусства – атлеты позируют на крутящихся платформах, словно живые скульптуры.
Увлекательнее и мудрее фильма о бодибилдинге, соперничестве и познании, что значит быть чемпионом, не найти. После выхода документальной драмы «Качая железо» бодибилдинг, как некая тайная, мировоззренческая субкультура, вылез из тёмных подвальных качалок и мгновенно стал стилем жизни. «Качая железо» – настоящее культовое явление.