Ты разрываешь меня на части, Лиза!

Два причудливых товарища, Грег Сестеро (Дэйв Франко) и Томми Вайсо (Джеймс Франко), приезжают в Лос-Анджелес покорять Голливуд, но, увидев, что тут они даже близко не нужны, неожиданно, без опыта и вкуса, зато с гигантским рвением сами берутся за собственный фильм, замахиваясь чуть ли не на «Оскар». Так родилась драма «Комната», худший фильм в истории человечества.

«Горе-творец» Джеймса Франко, основанный на мемуарах Грега Сестеро The Disaster Artist: My Life Inside The Room, the Greatest Bad Movie Ever Made, – эдакий жизненный фильм-анекдот о создании фильма-анекдота. Томми Вайсо, сценарист, режиссёр, продюсер «Комнаты» и исполнитель главной роли, сравнивает себя с Кубриком, Хичкоком и Брандо; кругом твердят, что в кино ему ничего не светит, но Томми полон надежд свернуть горы. «Я герой. А вы все злодеи», – обидчиво кричит творец, предстающий бесстрашным, упрямым, убедительным, спонтанным, при этом таинственным, тщеславным и ранимым, пусть похожим на эксцентричного маньяка. Но внутренний мир Томми так и остаётся загадкой, и в этом, пожалуй, единственная беда картины.

Вайсо борется не только с обстоятельствами, но и со съёмочной командой, которая вообще не понимает видения режиссёра, смотрит на него с подозрением и сарказмом. Художник изливает душу, а публика в неё плюёт. Однако хороший парень – не профессия. Томми Вайсо – странный, если не сказать глупый и безумный. Кто смотрел «Комнату», тот знает, что это попросту скучная и бестолковая тягомотина. Да, режиссёр обладает космической самоуверенностью, но она-то и мешает ему признать, что он никакой не гений. В чём же кроется зрительская любовь к «Комнате»? В чём её культовость? И на что вообще живёт Вайсо? Откуда бездонная бочка денег? Франко, заслуженно получивший «Золотой глобус» за «Лучшую мужскую роль», и компания (в обойме традиционно и Сет Роген) идут против философии персонажа, что жизнь – не крупный план, а общий. Главный герой – то ли гений, то ли бездарность, то ли дурак. Понятное дело, Голливуд не смеется над чудаками, поэтому авторы изображают режиссера юродивым.

«Горе-творец» – трогательное кино о кино (вроде «Супер 8», «Перемотки» или «Клёвого парня»). Спустя полчаса становится понятен предмет картины – страсть творца, одержимого ремеслом. Наплевать на удачу и мнение публики – делай, что любишь, люби, что делаешь, и будь что будет. Здесь нельзя не заметить конфликт в дуэте «красавицы и чудовища»: красавчик Грег ищет уверенность победителя, которой как раз полон Томми. А Томми, напротив, явно не обладает голливудским великолепием. И дружба двух персонажей становится всё страннее и страшнее; и если хотя бы часть из показанного – правда, становится не по себе. Неслучайно главные роли исполняют братья.

Создатели показывают, что не важно, хороший ты режиссёр или плохой, публика не всегда способна всерьёз понять тебя и твои произведения. Дескать, художника может обидеть каждый. Подобный посыл уже вложил Тим Бертон в чудесном чёрно-белом байопике «Эд Вуд». Главное – сочинять мечты, и пускай от смеха до позора – один шаг. «Комната» чудовищна, а «Горе-творец» – очарователен. Зрителя оставляют с домыслами о жизни виновника торжества, зато с благостной гримасой, потому что с какой стороны ни посмотришь, «Горе-творец» – пародийная зарисовка жизни. Мы должны смеяться не над Томми Вайсо, а вместе с ним, потому в финале на экране бок о бок демонстрируются сцены из той самой «Комнаты» и сцены-ремейки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here