Жизнь и судьба Альберта Эйнштейна

Телеканал National Geographic запустил сериал-антологию о самых выдающихся и гениальных людях в истории человечества. Сериал исследует феномен одарённости с юношеских лет до самой смерти, попутно рассказывая о значимых событиях в жизни отдельно взятого гения. В первом десятисерийном сезоне подробно изложено бытие Альберта Эйнштейна.

За основу сезона была взята книга «Альберт Эйнштейн. Его жизнь и вселенная» журналиста Уолтера Айзексона, известного в России подобной по форме биографией Стива Джобса. Наличие в режиссёрах и продюсерах сериала Рона Хауарда, проделавшего в начале века схожую работу с биографией Джона Нэша («Игры разума»), вызывало опасения появления проекта-кальки (тоже гений, тоже неоднозначный), но одновременно давало надежду на уважительное отношение к личности Эйнштейна, ибо Хауард ранее очень въедливо подходил к изображению своих героев («Нокдаун», «Гонка», «Фрост против Никсона»). И в «Гении» это качество режиссёра раскрывается в полной мере.

Поставив первую серию, Хауард задал темп всему сериалу: с самого начала он нашёл баланс между фигурой гения и необходимостью объяснить сложные физические процессы. Причём обошёлся режиссёр довольно скромными, проверенными не раз методами, когда личность главного персонажа не возвышается над остальными, а растёт с течением времени. Хауард, конечно, немного заигрался в кадре со светом, преломляющимся через окна и заливающим дверные проёмы, но поскольку персонажи часто говорят о природе происхождения света, это выглядит скорее эстетическим выбором, чем злоупотреблением эффектами.

«Время не есть абсолют, – говорит Эйнштейн на лекции в 1922 году в Берлине. – Различие между прошлым, настоящим и будущим – это лишь упрямая иллюзия». Шоураннеры проекта Ной Пинк и Кеннет Биллер запомнили эту фразу и разделили жизнь самого великого учёного на пару пересекающихся временных линий, где молодую версию физика играет Джонни Флинн, а более возрастную – Джеффри Раш. Пинк и Биллер стремились представить аудитории страстную версию учёного, а не милого кудрявого эксцентричного физика, каким он одномерно воспринимается большинством людей. Поэтому как никогда важно для подобных проектов хотя бы минимальное портретное сходство главных актёров с реальным человеком. И здесь актёры потрудились на славу: Раш и Флинн не только говорят с ярко выраженным немецким акцентом, но и походят на Эйнштейна в разные периоды его жизни.

Сначала нас знакомят с уже известным и почитаемым физиком, преподающим в Германии накануне установления нацистского режима. Игривый и похотливый Эйнштейн увлечён своей помощницей Бетти и игнорирует предупреждения жены Эльзы (Эмили Уотсон) об антисемитских настроениях, проникающих в страну. А в 1894 году мы встречаем молодого Альберта, спорадически проявляющего интерес к учёбе. Юного Эйнштейна заботят вопросы космоса и происхождения света, и ограниченный интерес к гуманитарным наукам рискует помешать получить хоть какую-то научную степень. Интеллектуальное путешествие забросит его в Цюрихский Университет, где Альберт встретит свою первую и в равной степени одарённую жену – Милеву Марич (Саманта Колли).

Вообще, отношениям с женщинами посвящена добрая часть экранного времени. Но тут важно, какие именно женщины были рядом с Альбертом в определённые периоды жизни. В юности – это мужественная Милева, единственная девушка на курсе, чья непростая история, полная насмешек и скепсиса со стороны мужчин, рассказана в 3 и 4 сериях. Затем Альберт влюбляется в свою кузину Эльзу, ради которой возвращается в ранее покинутую Германию, а после её смерти место рядом с гением занимает секретарь Хелен (Джоди Мэй), которая будет с Эйнштейном до самой смерти. Но ключевую роль в жизни Эйнштейна играет его мать Паулина, происходившая из состоятельной семьи и готовая оплачивать капризы сына, несмотря на нежелание мужа. Эта семейственность Эйнштейнов противоположно отзывается в отношениях между самим Альбертом и его детьми, которым хочется проводить больше времени вместе с отцом, но у него наука на первом месте.

Наука в сериале и правда не на последнем месте. National Geographic пробует объяснить и теорию относительности, и квантовые теории максимально понятным языком. А периодически появляющиеся личности Нильса Бора, Макса Планка, Марии Склодовской-Кюри рассказывают о своих открытиях доступнее учебников по физике. Но соблюсти баланс не всегда удаётся, и создатели не обходят стороной «отца химического оружия» Фрица Габера и пропагандиста «арийской физики» Филиппа Ленарда, и как мантру повторяют, что «применение науки в корыстных целях – это плохо», и лучше быть таким вот интернационалистом, как Эйнштейн. Морализаторство в таком сериале смотрится немного неуместно.

Вызов, который стоял перед авторами, заключался в усталости от скучных экранизаций биографий учёных, образчиками которых служат недавние «Игра в имитацию» и «Вселенная Стивена Хокинга». «Гений» не далеко уходит от них, но перенос рассказа на малый экран и добавление в сюжет эпизодов, посвящённых учёным, составлявшим круг общения главного героя, показывают, как любопытно можно обходиться с «жизнью замечательных людей». Вот и сам Эйнштейн в заключительной серии говорит про себя: «У меня нет особых талантов, просто я очень любопытный. Задавать вопросы – это самое главное, и это может делать любой».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here