Эх, Годзиллушка, ухнем!

«Королю монстров» в этом году шестьдесят, но на пенсию его отправлять явно не собираются, несмотря на периодически появляющихся у туманных берегов конкурентных чудовищ от иного дель Торо или Ривза. Необъятный, как японский автопром, и известный, как гора Фудзи, Годзилла, пробудившийся от ядерных испытаний в фильме 1954 года, был эхом Хиросимы и Нагасаки, а также воплощением опасной стихии, которая играет огромную роль в жизни островной Японии.

Много воды утекло с того времени, много было разрушено городов, а франшиза о шипастом исполине перекочевала в Голливуд, где реинкарнировалась под надзором известного «истребителя всего живого» Роланда Эммериха. Азиатам поделка последнего не понравилась, они посоветовали режиссёру спасти честь, сделав харакири; а права на продолжения отобрали до лучших времён, которые, по-видимому, должны были настать к нынешнему юбилею. Неизвестно, довольны ли правообладатели ремейком Гарета Эдвардса, но у простых зрителей новая «Годзилла» едва ли оставит слишком благостное впечатление.

С самого начала картина пытается быть очень серьёзной, предлагая драматичную историю персонажа в исполнении Брайана Крэнстона (экранного времени у которого, к сожалению, довольно мало) и показывая псевдоисторические кадры. Сюжет повествует о гигантских тварях наподобие летучих мышей, зовущихся ГНУСами (гигантские неопознанные уникальные существа), которые вдруг появляются из глубин Земли и сеют хаос, собираясь впоследствии ещё и нарожать потомства. С ними вступает в противостояние также активизировавшийся Годзилла и заодно человечество, недовольное тем, что его вдруг сместили с царского трона природы. По ходу дела неожиданно оказывается, что у Годзиллы не так много экранного времени, и даже меньше, чем у ГНУСов, чего многие никак не ожидали.

Несмотря на яркие образы из рекламной кампании, фильм долгое время не кажется впечатляющим блокбастером про масштабный катаклизм в виде монстров-титанов. От «Годзиллы» вообще не надо, как оказалось, слишком многого ждать. Эдвардс пытался сделать уклон на человеческую драму, но ей ставит палки в колеса скверный сценарий. Почему на объекте сдерживания ГНУСа нет нормального оружия? Почему только в одну светлую голову приходит идея избавиться от монструозного гнезда? Почему природа сама по себе так мудра, что «решила восстановить равновесие», если даже люди показаны наивными самоубийцами, расстреливающими из винтовок стометровую чупакабру? При этом клишированное повествование сдобрено килотоннами пафоса без надежды на юмор, хоть как-то спасавший тоже глуповатую постановку Эммериха.

С экшеном и картинкой у фильма дела лучше. Художники-постановщики и специалисты по графике отработали старательно, и посмотреть есть на что. Самые яркие и запоминающиеся моменты – неоном зажигающийся Годзилла или падающие с неба багровые звёзды-десантники. Впрочем, силовой конфронтации не так много, а погромы происходят зачастую ночью, что выгодно для создания мрачной атмосферы, но не хорошо для тех зрителей, кто пытается получше всё разглядеть.

Так как с драмой и симуляцией адекватной катастрофы не получается, а экшен заодно с титульным персонажем заглядывает не столь часто, то возникает вопрос: нельзя ли иронии ради рассматривать это кино как мелодраму? Тут ведь есть драматичнейшая история об ищущей воссоединения паре ГНУСов; о поиске их свадебного подарка-боеголовки; и даже о третьем-лишнем в лице Годзиллы.

Сам ящер в фильме близок к варианту 1954 года: мифически сильный и величественный; динозавр, а не игуана; шпарит врагов неким лучом из пасти. И вообще, Годзилла Эдвардса, в общем-то, положительный персонаж, своеобразный хранитель нашей планеты и символ её величия. Режиссёр хотел снять фильм как раз о противостоянии природы с её много о себе возомнившими повелителями. И, как демонстрирует картина, настоящую стихию человек остановить пока не в силах.

Что действительно удалось передать режиссёру, так это напряжённую атмосферу соприкосновения с катастрофой. Возникает чувство присутствия; а кадры от первого лица и сильный аудиоряд позволяют более глубоко проникнуться событиями на экране. Фильм сам по себе мрачный и для своего возрастного рейтинга даже страшноватый.

Новый «Годзилла» получился не выдающимся, но примечательным фильмом, в котором большой потенциал не был полностью реализован. Персонажи стандартные, сюжет хилый, битвы и разрушения в меру хороши, но их ещё надо дождаться (как и самого титульного монстра), картина атмосферна и обладает напряжёнными эпизодами, но в плане драматургии проигрывает многим. Своей атмосферой, масштабом событий и некоторыми удачными решениями фильм выделяется из плеяды летних блокбастеров, но и у этого колосса ноги слеплены во многом из глины.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here