Дырка от тора

Летом 1975 года в Стэнфордском университете была разработана концепция обитаемой космической станции, которая бы стала внеземным форпостом человечества и первым шагом в колонизации планет. Станция собиралась бы из материалов, добытых на Земле, Луне и астероидах, весила бы около 10 миллионов тонн, составляя в диаметре немногим менее 2 километров. Проект получил название «Стэнфордский тор». Спустя несколько лет после рождения концепции вышли культовые фильмы о космосе, «Чужой» и «Звёздные войны», и фантастика окончательно вышла из тени, перестав считаться стабильным поставщиком фильмов категории B.

Нилу Бломкампу («Район №9») было интересно визуализировать концепт Стэнфордского тора как космической станции, застроенной роскошными апартаментами для элиты земного общества. Южноафриканцу на этапе проработки мира помогал Сид Мид, приложивший руку к «Чужим» и «Бегущему по лезвию». Результатом проделанной Бломкампом предварительной работы, которая повергла в изумление Мэтта Дэймона, стал предельно приземлённый и реалистичный быт середины XXII века: потёртый робот-чиновник, покрытый граффити, боевые дроиды и, конечно, сам рукотворный «рай» – все элементы будущего выглядят на твёрдую пятёрку.

Среди первоначальных кандидатов на главную роль – Макса – числились рэпперы Ниндзя (Die Antwoord) и Эминем, отказавшиеся от участия по различным причинам. Финальный выбор в лице Мэтта Дэймона, по словам режиссёра, преследовал своей целью лёгкую эмоциональную привязку зрителя к герою – он всегда хороший парень, ему невозможно не симпатизировать. И здесь кроется большой промах Бломкампа как сценариста. Он не утруждал себя проработкой персонажа Макса и опирался на природное обаяние Дэймона, поэтому даже призванные эмоционально окрасить героя флэшбэки вызывают лишь зевоту. Дальше – больше. При всей колоссальной работе над миром фильма, драматургия хромает на обе ноги, и никакой ярлык «визионера», который нынче навешивают чуть ли не на каждого режиссёра со своим визуальным стилем, тут не поможет.

Все герои, главные ли, второстепенные ли, картонные и одномерные. У персонажа Уильяма Фихтнера, угнетателя рабочего класса, материала для актёрской игры не больше, чем у боевых дроидов, которые его охраняют. То же можно сказать и о героине Джоди Фостер, авторитарном правителе «Элизиума», и о самом Дэймоне. Мотивация его героя при всём желании не заставляет симпатизировать ему от всего сердца: получив увечья сначала от дроидов, затем на производстве, каждый раз по собственной глупости, он, имея в запасе лишь несколько дней, решает излечиться от смертельной дозы радиации на «Элизиуме». Как ни крути, это не герой без страха и упрёка, которому стоит сочувствовать.

Давний друг Бломкампа Шарлто Копли в роли антагониста Макса и по совместительству клинического психопата, агента Крюгера, становится едва ли не самым карикатурным злодеем за последние годы в кассовом кино. Внешне он не настолько плох, как Диего Луна («И твою маму тоже»), безбожно переигрывающий свою роль истеричного лос-анджелесского криминального авторитета, но по убедительности отошёл недалеко. Схватка Крюгера с героем Дэймона заставляет вспомнить приснопамятные дуэли трэшевых боевиков из 90-х. Спрятать Стивена Сигала за окладистой бородой, и – чем не антагонист?

Совершенно закономерно, что фильм с трудом отбивает потраченные на него деньги. То, что было удачно в «Районе №9», в «Элизиуме: Рае не на Земле» стало на порядок хуже. Бломкампа не извиняет даже то, что проект, по его словам, не метил слишком высоко и изначально замышлялся попкорновым блокбастером по правилам «твёрдой» научной фантастики, а не социофилософской притчей о судьбах человечества в космосе.

В итоге же Бломкамп терпит фиаско как с освещением проблематики социальной ответственности крупного капитала, так и с драматургией фильма в целом, являя миру сценарий одного уровня с «Прометеем» и «Обливионом». Легко понять недовольство любителей научной фантастики. Выходящие в последнее время «пробливионы» и «облизиумы» заставляют искать качественные произведения за рамками кино – в литературе.

«Ложная слепота» Питера Уоттса, «Спин» Роберта Уилсона и «Пробуждение левиафана» Джеймса Кори помимо того, что являются достойнейшими кандидатами на экранизацию, несут каждый по отдельности едва ли не больше интеллектуального содержания, чем космические блокбастеры последних лет вместе взятые.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here