Яркий луч прожектора рассекает воздушное пространство заснеженного, погружённого в ночной мрак Готэм-сити, обозначая на небе недвусмысленный рисунок летучей мыши. Бэт-сигнал возвещает о неспящем зле, терроризирующем многострадальный город новыми атаками. И вот, тяжёло ступая по каменной брусчатке, в чёрном, как ночь, развевающемся плаще, появляется ОН. ОН – Бэтмен. Тёмный рыцарь возникает из белой пелены тумана для того, чтобы вновь восстановить порядок и положить конец проискам злодеев. В этот раз у него задача не из лёгких: спасти детей Готэма из «ласт» коварного пингвина-мутанта и «приручить» своенравную Женщину-кошку, одержимою жаждой мести.

После оглушительного успеха картины «Бэтмен» (1989), заработавшей в прокате 411 миллионов долларов (при бюджете 48 млн), боссы Warner Bros. решили на этом не останавливаться и начали набирать команду для следующего фильма о подвигах героя в костюме летучей мыши. Разработку сценария студия поручила сценаристу Сэму Хэмму, работавшему над первой лентой.

Существовал только один режиссёр, которому студия желала доверить съёмки продолжения. Им был Тим Бертон, блестяще поработавший над оригиналом. Однако Бертон не желал вновь возвращаться к истории про Бэтмена – он был занят рекламной кампанией «Эдварда Руки-ножницы». К тому же, как он впоследствии признался, несмотря на успех «Бэтмена», это был его единственный фильм, не близкий ему по духу. Поэтому, в момент, когда режиссёру поступило предложение возглавить съёмки сиквела, Бертон испытывал глубокое разочарование. Не обошлось и без послесъёмочной депрессии: тотальное отсутствие свободного времени и очень тяжёлые условия работы над первой в его жизни крупномасштабной картиной режиссёр вспоминал с содроганием.

Чтобы вновь заинтересовать Бертона, «братьям Уорнерам» пришлось пойти на некоторые уступки: режиссёру увеличили гонорар и разрешили вновь пригласить Майкла Китона на главную роль (на первом фильме фанаты и студия не одобрили выбор Бертона). Сценарий, написанный Хэммом, представлявший собой прямой сиквел первого фильма, Бертону пришёлся не по душе. Он не хотел снимать продолжение старой истории. Сюжет не должен был перекликаться с предыдущей картиной. Своевременно на горизонте появился Дэниэл Уотерс, внёсший значительные коррективы в сценарий Хэмма. Вариант Уотерса стал новым источником вдохновения для Бертона. Выразительные персонажи и мир, в котором они обитали, импонировали режиссёру, особенно занимал его образ Женщины-кошки. Соглашаясь на участие в проекте, Тим Бертон рассчитывал получить удовольствие, которое он так и не испытал, работая над первой картиной.

Тим Бертон

Тим Бертон всегда очень трепетно относился к выбору актёров для своих картин, и «Бэтмен возвращается» не стал исключением. Главную роль он вновь отдал Майклу Китону. Брюс Уэйн – довольно странный персонаж. Он переживает серьёзный внутренний конфликт. В первой картине Бертон и Китон, работая над образом, уделили этому много внимания. Поэтому для режиссёра было важно перенести особенности характера героя и в новый фильм.

Немного сложнее обстояли дела с выбором актрисы на роль Женщины-кошки. Изначально она была предложена Аннетт Бенинг, но актриса забеременела и перед самым началом съёмок отказалась от участия в проекте. Достойной ей заменой стала Мишель Пфайффер. Режиссёру понадобилась лишь одна встреча с ней, чтобы понять, как великолепно актриса будет выглядеть рядом с Майклом Китоном.

Сама Пфайффер не ждала от этой роли серьёзной психологической глубины, однако, открыв сценарий, поняла что, ошибалась. Персонаж оказался двойственным и ярким. В начале фильма Селина Кайл ведёт себя как обычная женщина, пытаясь выжить в мире, где правят мужчины. Ей часто приходиться сдерживать ярость, но однажды та вырывается наружу и расщепляет личность Селины пополам.

Для многих представительниц актёрской профессии роль Женщины-кошки казалась настолько заманчивой, что ради неё они даже были готовы совершать эксцентричные, порой доходящие до абсурда, поступки. Подобный случай произошёл с Шон Янг, от которой ранее «уплыла из рук» роль Вики Вэйл (Шон сломала руку и выбыла из проекта). Женщина посчитала, что пришла пора исправить несправедливость. Облачившись в костюм Кошки, она прибыла прямиком на студию, однако роль так и не получила.

Но кто на самом деле смог пустить в ход всю мощь своего актёрского темперамента, так это Дэнни ДеВито, исполнитель роли Пингвина. На площадке он был неподражаем: частенько оставался в образе «за кадром», пугая съёмочную группу «пингвиньими» выходками. Когда создатель комикса о Бэтмене Боб Кейн впервые представил миру Пигвина, тот выглядел довольно комично, больше напоминая милого добряка. Бертон же не видел в этом образе психологической достоверности, поэтому придумал своего Пингвина. На пару с ДеВито они создали несчастное, странным образом деформированное существо с мощным интеллектом, которое разительно отличалось от комиксного прототипа.

Съёмки проходили в павильонах Warner Bros. Специально для фильма были возведены удивительные декорации, изображавшие монументальный и по-бертоновски мрачный мир. Особое внимание уделялось разработке костюмов. Костюм Бэтмена был изготовлен из пенного латекса по невероятно сложной технологии. В новом фильме он был больше и выполнен в стиле ар-деко.

Не менее интересна история наряда Женщины-кошки. Впервые идею облечь актрису в сексуальный латексный комбинезон предложил дизайнер по костюмам Боб Рингвуд. В одном из журналов мужчина увидел фотографию работы неизвестного скульптора, изображавшую голову и плечи женщины, сшитые вместе как лоскутное одеяло. Это было одновременно и мрачно, и странно, и сексуально. Несмотря на характерный блеск, костюм был выполнен вовсе не из латекса, а из резины, чем значительно усложнял работу Мишель Пфайффер. Актрисе в нём было невыносимо трудно ходить, дышать и даже слышать.

Но тяжелее всего приходилось Дэнни ДеВито. Наложение грима занимало не менее трёх часов. Кроме того, его силиконовый костюм с огромным животом и маленькими кривыми ножками весил почти 50 килограммов.

Для создания армии Пингвина потребовался небольшой батальон дрессированных птиц. Пернатых актёров научили идти на свист, носить шляпки и ходить с маленькими ракетами за спиной. Съёмочную площадку пришлось охладить до 7 градусов. В добавлении к живым пингвинам, Тим Бертон попросил мастера по спецэффектам Стэна Уинстона, получившего «Оскар» за «Чужих» и «Терминатора 2», создать роботов-пингвинов. Модели двигались настолько правдоподобно, что заподозрить в них ненастоящих животных было практически невозможно.

«Бэтмен возвращается» вышел в прокат 19 июня 1992 года и собрал по миру 266,8 миллиона долларов (при бюджете 80 млн). Фильм получил две номинации на «Оскар»: за «Лучший грим» и «Лучшие визуальные эффекты». Несмотря на положительную оценку критиков, картину всё же пожурили за излишнюю мрачность. Однако Бертон на то и Бертон, что из любого материала способен сотворить готический шедевр. «Бэтмен возвращается» – наглядный пример его неповторимого стиля. Каждая составляющая пронизана готикой – начиная от стилистического решения и заканчивая образами самих персонажей, томящихся в плену внутренних противоречий. «Готичности» во многом придаёт ленте визуальный образ самого Готэма. Достаточно вспомнить старинный особняк Кобблпотов, очень напоминающий замок с привидениями, или тоталитарные небоскрёбы с нехарактерными для себя элементами в виде горгулей и арок.

Если в работе над первым фильмом режиссёр имел жёсткие ограничения во времени, идейности и бюджете, то над вторым руки его были развязаны. С помощью визуального ряда, выдержанного в тёмных тонах и соответствующих героев, которых в одном из интервью Бертон ласково назвал «уродцами», режиссёр смог создать удивительный мир. Мир, который в сочетании с красивой и величественной музыкой композитора Дэнни Элфмана переносит нас из уютных кресел в холодную готическую кинореальность. Чёрный юмор, мертвенно-бледные лица персонажей и тёмное цветовое решение сделали ленту излишне мрачной. Возможно, по этой причине работу над следующим продолжением боссы Warner Bros. поручили Джоэлу Шумахеру.

Так или иначе, обе картины Тима Бертона положили начало возрождению Тёмного рыцаря в кинематографе. И хотя с момента выхода фильма «Бетмен возвращается» прошло уже немалое количество лет, именно он и его предшественник для многих зрителей продолжают оставаться лучшими экранизациями историй о герое в костюме летучей мыши.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here