Храбрость за кадром
Герои бывают не только на войне. Жизнь полна ежеминутных опасностей, и всегда находится множество людей, которые готовы рискнуть собой ради спасения незнакомого человека. Примеров подобного проявления героизма хоть отбавляй – например, история команды пожарных «Гранитная гора», участвовавших в борьбе с возгоранием лесных массивов в июне 2013 года. Именно об их жизни и трагической гибели решил поведать миру режиссёр Джозеф Косински («ТРОН: Наследие», «Обливион») в своём первом драматическом фильме «Дело храбрых».
В основе сюжета – статья Шона Флинна «Безысходность», опубликованная в журнале GQ. В фильме переплетаются истории 19 людей, собравшихся в одну команду по борьбе с лесными пожарами (имена персонажей не изменились и полностью соответствуют реальным прототипам), к которым вливается новый товарищ, Брендан МакДоно (Майлз Теллер). Присоединиться к «гранитогорцам» для парня – жизненно важный шаг, поскольку карьера пожарного позволяет Брендану покончить с разгульным и наркоманским прошлым и, наконец, начать всё заново. Получается у него не сразу, но воля к победе над собой и стремление принести пользу обществу своё дело делают.
Конечно, рассказывать истории простых людей, которые по долгу службы рискуют жизнью и, к сожалению, порой погибают, затея очень похвальная. Вот только режиссёр, решивший отойти от фантастики в сторону сугубо реалистичного и драматического кино, смог лишь неплохо раскрыть тему становления команды и показать, как плотно эти смелые люди сдружились друг с другом. В остальном картина, к сожалению, кроме внутрисемейных разборок и попоек в барах вместе с дуракавалянием, мало что рассматривает серьёзно.
Нет ни одной сцены, раскрывающей, как люди действительно рискуют жизнью. Есть лишь постоянные проходы гуськом на фоне красивых пейзажей и дыма на горизонте, перемежающиеся довольно клишированными беседами пожарников с близкими и друг с другом. И снято это монотонно и подчас довольно утомительно. Мужчинам постоянно говорят, что они герои, то в больнице, то в баре, то на улице. Но только в разговоры всё и упирается: в кадре особых проявлений этого самого героизма не видно.
Может, лучшее Косински припас напоследок и в финале, наконец, выдал пронзительную драму масштаба настоящей высокой трагедии? Увы, даже ключевой эпизод начисто лишён необходимого саспенса и драматизма, плоховато смонтирован и очень сумбурно поставлен, без всякого накала. Возможно, авторы хотели пощадить чувства родственников, но стоило ли тогда вообще снимать подобное кино, если в героической драме не оказалось ни демонстрации героизма, ни особого драматизма? В итоге самым цепляющим моментом оказываются титры, на которых демонстрируются фотографии погибших в самом расцвете лет реальных пожарных. Они трогают за живое больше, чем предыдущие (и весьма скучные) два часа.