Носферату в кожаной куртке

Чёрная месса – сатанинский обряд, но церковь здесь ни при чём. Атмосферный неонуар от режиссёра Скотта Купера – светский, пессимистичный сказ о бесноватых бандитах, который иллюстрирован с огромным воодушевлением, уверенностью и, хотя эмоционально тяжёлой, но всё же красотой. Перед нами стильное кино, которое либо полюбят, либо возненавидят до самых его гниющих костей.

Режиссёр представляет безжалостную и нахальную гангстерскую сагу, основанную на реальной истории и показанную в знакомых кинематографических чертах криминальной драмы-триллера. Джонни Депп исполняет роль беспринципного бостонского преступника Уайти Балджера, лысоватого негодяя с пугающими взглядом и хриплым смехом. Ледяной взгляд социопата вмиг вызывает холодок по спине. Главный герой и злодей в одном лице шутит и заставляет продажного агента из ФБР, товарища Джона Коннолли (Джоэл Эджертон), раскрыть секретный рецепт семейного блюда, а секундой позже в угрожающей манере насмехается над тем, что тот легко проболтался, и заканчивает разговор ухмылкой, когда все вокруг побледнели. Балджер – Носферату в кожаной куртке, а наиболее угрожающим в его виде являются мертвенно-голубые глаза и желтоватые зубы. В одной сцене, где его лицо подсвечивается красными фонарями танцевального клуба, Депп поистине кажется дьяволом во плоти, с которым Конноли заключает фатальный пакт.

Чёрная месса

Впрочем, довольно об образе Деппа, потому что его зад прикрывает герой Эджертона, человек с большой идеей. Коннолли Эджертона ненавидит наркодилеров, поэтому будет использовать свои контакты в ирландско-американском обществе и жестокого Балджера, чтобы пригвоздить итальянских мафиози. Коннолли и Уайти обмениваются сентиментальностью и настороженностью в ирландских районах Бостона, но действительно ли Уайти нужен Конноли? Скорее наоборот.

В обмен на обещания, что спецлужбы прекратят преследования, Уайти щедро даёт ценную информацию для Коннолли, однако на деле гангстер стремится восстановить свою власть в преступном царстве. Чарльз МакГуайер (Кевин Бейкон), глава ФБР, напротив, подозревает, что помощь Уайти опасна, да и не столь значима. Коннолли же занимает позицию бета-самца, чтобы в будущем помогать жестокому и харизматичному Балджеру, который, даже будучи ребёнком, заправлял на детской площадке.

Перца в насильственную пищу добавляет брат Балджера, Уильям «Билли» Балджер (Бенедикт Камбербэтч), действующий сенатор штата Массачусетс, за ухмылкой которого кроются злые намерения. Камбербэтч привносит в сюжет масштабный вес, выжимая всё из своих кратких появлений на экране.

Чёрная месса

Автор сценария Джез Баттеруорт, который взял за его основу книгу Дика Лера и Джерарда О’Нила – «Чёрная месса: правдивая история о дьявольском союзе ФБР и ирландской мафии», – показал жуткие приступы ярости и потрясения. Фрагмент из жизни Уайти, толкающий зрителя к сопереживанию этому беззаконнику, изображает его тяжелобольного сына на искусственном жизнеобеспечении, и жена Линдси (мелкое появление Дакоты Джонсон) говорит, что она готова сдаться. В более поздней сцене персонаж Кевина Бейкона похожей фразой угрожает закончить всякую поддержку Коннолли и его информатора. Такие эпизоды пускают в глаза боль и циничную оскомину, но, увы, лишь на мгновение.

Мрачная картина Скотта Купера повествованием и типажами образов перекликается с работами Скорсезе «Славные парни» и Финчера «Зодиак», но автор со всей ответственностью показывает, что бандиты не возникают из ниоткуда, как бесстрашные супергерои комиксов и галантные рыцари мифов. Преступность является симптомом политической коррупции и социальным паразитом разлагающегося общества. Криминал – продукт государства и слабых, доверчивых правоохранительных органов, которые довольствуются работой на плохих парней. Кроме прочего, одной из заветных затей Уайти является поставка оружия ИРА (Ирландской республиканской армии) – спорная тема, которая не развивается, но включает в действо дополнительный слой.

Чёрная месса

«Чёрная месса» – триумф Деппа, чей образ – реинкарнация зла, и стоит признать, что Уайти Балджер крут каждую секунду своего присутствия на экране. Он добр к старушке на улице, посвящает себя матери и брату, демонстрируя также заботливого, а затем скорбящего отца. Противоречие между мягкой стороной его характера и мизантропическим отношением к человеческой жизни чувствуется убедительным, но тривиальным, чтобы поскорее начать разбрызгивать кровь на автомобилые стекла. Персонаж Деппа напоминает безымянного, элегантного тихоню Райана Гослинга из меланхоличного триллера «Драйв» Николаса Виндинга Рефна. В обоих случаях спокойный фасад личности разрушен, и зритель моментально созерцает её полномасштабную ярость. Скотт Купер и его оператор Масанобу Такаянаги вновь украшают эффектный сюжет очаровательными визуальными рядами и внушительными героями.

При всём при этом, однако, авторам не удаётся полномасштабно высказаться о демоническом союзе полиции и криминалитета, что в результате выявляет название нео-нуара как наиболее увесистую и метафорическую часть истории. Не утихает мысль, что мы наблюдаем за умело поставленным костюмным карнавалом, а не костюмной драмой. Но всё же карнавал пугающе хорош.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here