Новая нормальность?
– Что вы себе позволяете?
– Я себе позволяю всё.
Древнегреческий миф о Минотавре, эстетика девяностых и позднего СССР, мода конца 2010-х, оргии, содомия, реверансы в сторону Пазолини, рассуждения о свободе и вседозволенности, любви и сексе, норме и аномалии смешались в дебютном фильме Ксении Ратушной.
Смешались – слово верное, хоть и немного резкое. От обилия отсылок, метафор и образов порой рябит в глазах. Явно вдохновляясь работами авангардистов, молодая постановщица упаковала своё полотно в китчевую обёртку – уже в первой сцене под умиротворяющий лаунж демонстрируются кадры разнузданной оргии с элементами БДСМ.
Далее фильм лишь набирает обороты. Сюжетных линий в нём три. В одной из них повествование строится вокруг неблагополучных школьников, во второй – идёт о любви генерала воздушно-десантных войск и транс-персоны. Причём происходят эти истории в разные временные периоды: в современности и в 80-х годах прошлого столетия.
Третья линия, объединяющая, рассказывает об Аутло и её «папочке» – загадочных личностях, чья метафизическая природа вступает в конфронтацию со сложившейся системой взглядов в социуме. Они олицетворяют собой «новую нормальность». Термин возник ещё в 2009-м, во время мирового экономического кризиса, но в данном контексте может быть интерпретирован иначе, в морально-нравственном смысле.
Outlaw с английского переводится как «изгой», «человек вне закона», «отверженный». По мнению Ратушной, свобода не может быть обременена представлениями о хорошем и плохом, а общество априори несвободно. Тем более такое общество, как наше. Потому вполне логично, что всякий стремящийся к независимости индивид противопоставляет себя остальным, выступает против существующих порядков.
Показательна история Никиты (Виктор Тарасенко) – одного из «трудных подростков». Он гомосексуал и понимает, что отличается от своих сверстников. Но юношу неодолимо влечёт к однокласснику с говорящим именем Альфач (Глеб Калюжный) – типичному «плохому парню», герою почти байроническому. В финале всё перевернётся с ног на голову, но ничего неожиданного в этом не будет – режиссёр (она же сценарист) сюжетно не изобретает ничего нового. «Аутло» удивляет и заинтересовывает не столько нарративом, сколько формой, заложенными в него идеями, небесспорными, но содержательными и провокационными.
Это в полной мере фестивальное кино: ироническое, саркастическое, честное, ретроспективное, метамодернистское и на первый взгляд иррациональное. ЛГБТ-тематика, принёсшая ленте много проблем в российском прокате, не является тут главенствующей. Она остаётся на заднем плане – значительное место занимают размышления о правилах поведения и нормах морали.
Ратушная показывает, что все ограничения придумали люди. А, следовательно, нравственность должна быть отброшена. Подростки в картине перманентно ругаются матом, занимаются сексом, в том числе групповым, курят, выпивают и принимают наркотики. По способу изображения тинейджеров «Аутло» походит на «Деток» Ларри Кларка и сериал «Школа» Валерии Гай Германики, а его поэзия и тональность заставляет вспомнить «Ассу» Сергея Соловьёва.
Впрочем, картина отличается свойственной многим новичкам шероховатостью. Но несовершенство очаровывает – пусть не всегда понятно, где автор играет в постиронию, а где остаётся предельно серьёзным, благодаря многочисленным цитатам, а также многовариантной трактовке фильм оказывается цельным высказыванием о конфликте личности с обществом и взрослении. Это кино против стигматизации и архаичных представлений о мире, о молодых и для молодых.