Антропоид

Страсти человеческие

Действие в «Антропоиде», британской военной ленте режиссёра Шона Эллиса, разворачивается вокруг убийства SS-обергруппенфюрера и генерала полиции Рейнхарда Гейдриха, так называемого «Мясника Праги», летом 1942 года. Образы чешских борцов сопротивления Йозефа Габчика и Яна Кубиша воплощают Киллиан Мерфи и Джейми Дорнан. Пара из Лондона на парашютах попадает в оккупированную Гитлером Чехословакию, чтобы убить ставленника фюрера – нанести прямой удар по политической элите Третьего рейха.

«Антропоид» во многом – бесхитростная иллюстрация военной действительности. Отсутствие разудалой голливудщины и скоротечности повествования – неоспоримые преимущества картины. Всё по-документальному просто, реалистично и доходчиво. В начале фильма создатели даже вставляют коротенькие отрывки хроники. Вот только вступление по праву кажется посредственным, ибо кто знает, тот помнит причины оккупации нацистами чешских земель – Мюнхенский сговор, который привёл прямиком к началу Второй мировой войны. О нём, естественно, упоминают впроброс, для хронологической подлинности, вынужденно и уклончиво.

Безоговорочная, кровавая клякса истории: цивилизованная Европа отдала на съедение Третьему рейху целый народ. Подробности договора 1938 года между Чемберленом, Даладье, Муссолини и Гитлером умышленно не обсуждаются. Сговор именуют безликим словом «конференция», а разговоры о предательстве Чехословакии называют пережитком истории. Британцы будто сторонятся этой темы. Вместо политических деталей сценаристы Шон Эллис и Энтони Фревин вырисовывают романы Йозефа Габчика и Яна Кубиша с милыми дамами Мари (Шарлотта Лебон) и Ленкой (Анна Гейслерова). Любовные отношения представлены мелодраматично и для большего сопереживания героям в момент, когда они теряют веру в собственное назначение. Война в полном разгаре, поэтому кто-кто, а чешские женщины знают об оружии больше, чем следует.

Таким образом, наблюдается желание авторов фильма обелить один из ключевых эпизодов предвоенной истории, очевиден политический примитивизм. С момента описываемых событий прошло более полувека, и сценаристы «Антропоида» могли бы приблизиться к геополитической объективности. Создателям не хватает смелости заявить о коллаборационизме западного мира. Мюнхенский сговор – дело чудовищной важности, но здесь видится мимолётно.

Правительство, которое заседает в Лондоне после легкомысленной сдачи своих граждан Гитлеру без боя, очеловечено. Они не показаны предателями, ведь направили шпионов ударить по нацистам изнутри, а значит и чешская власть, и британцы, подготовившие ополченцев, – патриоты и бравые смельчаки. Картина манипулятивна: с самого начала Запад, который цинично сдал Чехословакию, – жертва, а кто служит нацистскому государству – омерзительный злодей. Типичная, но живая история об овцах и волках без счастливого конца.

Во время обсуждения плана действий кто-то капризничает, кто-то противится, кто-то бормочет об опасностях покушениях, а позже мы становимся свидетелями предательства и жутких зверств. Однако с таким количеством судеб на экране не удивительно, что многие из них упущены. Эпизодический персонаж Ладислав Ванек, который хоть как-то сомневается в действиях чешских властей, укативших в Лондон, вытесняется. Отсутствует напряжение между чешскими бойцами и правительством в Лондоне.

Если же отойти от исторических упущений и обратиться к эстетическим категориям, вне всяких сомнений впечатляет воссоздание Праги сороковых годов. Потерявшее цвет зернистое изображение придаёт фильму намёк на постаревшую кинохронику. Первый час повествовательно сбивчивый, хаотичный, муторный с избытком экспозиции, а пролог страшно скомканный. Вместе с тем режиссёр и сценарист фильма Шон Эллис берётся ещё и за камеру – и изумительно показывает опасность и сосредоточенность ополченцев во время разработки покушения.

Антропоид

Истинное же хладнокровие заговорщиков проявляется с покушения и выдерживается до самого конца фильма. Они изображены мужественными мучениками. Не случайно во второй половине рассказа они оказываются в церкви, где и завершается их судьба в ожесточённом побоище. Биться герои будут до последней капли крови – нечего и говорить. В яростном финале, лишённом драматического пафоса и красного словца, режиссёр не обходится без ангельского символизма: солдату Киллиана Мерфи видится божественный образ возлюбленной, и перед смертельным мгновением вода гасит огонёк свечи.

Кино не выдающееся, традиционное, но захватывающее, с добротными актёрскими работами и бойкой интонацией. Киллиан Мерфи изумителен в роли сдержанного главы операции Йозефа Габчика, а Джейми Дорнан прекрасен в образе беспокойного, но молчаливого Яна Кубиша, товарища Габчика. Их персонажи решительны, но по-человечески не всегда расчётливы, пока на каждом шагу таятся нацистские информаторы. Противник безжалостен, поэтому чешские борцы за независимость носят с собой маленькие капсулы с ядом, они, прежде всего, люди, а не машины для убийств.

Неторопливый фильм со связным рассказом о маленьком подвиге, о личности в истории, но не об истории, довольно беззуб и содержательно слабоват, зато красив. Увлекателен, но инфантилен. Среди фанатичных перестрелок и героических выкриков создатели упускают из виду политику операции «Антропоид» и международных отношений в целом. На это трудно закрыть глаза, хоть фильм и художественный, а не документальный.

Вердикт: Достойная обсуждения картина, авторы которой в разговоре об истории, впрочем, не постарались взглянуть дальше собственного носа.

7

4

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here