Улица потрошителя
Танцующие покажутся сумасшедшими тем, кто не слышит их музыки…
1896 год. В Нью-Йорке объявляется серийный убийца, который с особой жестокостью расправляется с мальчиками-проститутками. Комиссар полиции Теодор Рузвельт (Брайан Джерати) привлекает к расследованию психоаналитика Ласло Крайцлера (Даниэль Брюль). Ему помогают газетный иллюстратор Джон Мур (Люк Эванс) и первая женщина в нью-йоркской полиции Сара Говард (Дакота Фэннинг).
«Алиенист» основан на одноимённом романе Калеба Карра, первом в трилогии о приключениях Ласло Крайцлера. Этот персонаж и есть тот самый алиенист – так в XIX веке именовали врачей, изучавших человеческую психику и присущие оной отклонения. Книга Карра увидела свет ещё в 1994 году, моментально стала бестселлером и попала на прицел киношников. Экранизировать её хотели сразу после выхода – первыми с покупкой прав подсуетились Paramount и продюсер Скотт Рудин. Однако проект в итоге так и не состоялся, и на экранах – уже на малых – роман оказался лишь спустя четверть века стараниями канала TNT. В числе создателей сериала оказалось немало громких имён: в ранге продюсеров и сценаристов к «Алиенисту» приложили руку Кэри Фукунага («Настоящий детектив»), Хуссейн Амини («Драйв», «МакМафия») и сам автор оригинального романа.
Однако сопоставляя масштаб привлечённых к проекту творческих сил с получившимся результатом, приходишь к неутешительному выводу: от такой команды зритель был вправе ожидать большего. Техническая сторона вопросов не вызывает. Трущобы и разного рода злачные места Нью-Йорка показаны убедительно, камера смакует истерзанные тела жертв, во всех натуралистических подробностях живописуя кровавые деяния маньяка. Визуально «Алиенист» очень напоминает «Больницу Никербокер», да и по исполнению не сильно ей уступает. Здесь также сделан акцент на новаторстве. Но если доктор Тэкери в блестящем исполнении Клайва Оуэна продвигал вперед хирургию, то инновации Крайцлера касаются сферы психики и душевных болезней. Заодно команда сыщиков задействует и ещё целый ряд доселе незнакомых криминалистике приёмов – например, впервые применяет дактилоскопию.
Беда в том, что сами персонажи при этом остаются картонными, шаблонными фигурами, а сюжет полон штампов. Главный герой – типичный гений-одиночка: плохо сходится с людьми, обладает отвратительным характером, вспыльчив по отношению ко всем, кто не в состоянии дотянуться до его интеллектуального уровня. В общем, очередная вариация на тему Шерлока/Хауса/Менталиста, только в декорациях Нью-Йорка конца позапрошлого века. И, разумеется, Крайцлер сам имеет определённые психологические проблемы, корни которых, само собой, кроются в детских травмах. Аналогичная история наблюдается с Муром, Сарой и, что логично, самим маньяком, которого они пытаются ловить в перерывах между душещипательными беседами. Психоаналитик с собственными «тараканами», занимающийся ловлей серийных убийц, – тоже отнюдь не находка. На эту тему уже высказались в «Ганнибале», где действовал профайлер ФБР Уилл Грэм, которого замечательно сыграл Хью Дэнси, и Крайцлеру-Брюлю до него, увы, далеко.
Отдельное внимание авторы сериала уделяют теме коррупции в нью-йоркской полиции, но и эту линию развивают чересчур прямолинейно, в лоб: есть бывший комиссар Бёрнс (Тед Левайн), есть «плохой полицейский» капитан Коннор (Дэвид Уилмот). Их полагается ненавидеть, ибо на пару они всячески мешают Крайцлеру и стопорят расследование. Причин две: во-первых, если маньяка поймает посторонний, тем более умник-учёный, это будет ударом по престижу полиции. Во-вторых, убийцей скорее всего является какой-нибудь богатенький извращенец из элитных влиятельных семейств, а такой скандал властям тем более ни к чему.
Вот и получается, что «Алиенист» выглядит этаким пазлом, собранным из кусочков, позаимствованных у других шоу. Наблюдать за расследованием – занятие небезынтересное, но не покидает ощущение, что всё это мы уже видели. Нью-Йорк рубежа веков прекрасно показан в «Никербокере». О полицейских буднях в «Большом яблоке» примерно того же периода есть любопытный и немного недооценённый публикой сериал «Легавый». Ну а всевозможных фильмов и телешоу на «маньячную» тему и вовсе пруд пруди. Парадоксально, но проект, одной из ключевых тем которого являются инновации, сам едва ли заслуживает таких эпитетов, как «свежий», «новаторский» или «нетривиальный».