Пуаро и полярный экспресс
Когда экранизация того или иного литературного произведения становится номинантом/лауреатом престижных премий и превращается в классическую, другие попытки перевести книгу на большой экран оказываются рискованными. Зачастую дело в том, что оригинальные постановки раскрывают материал по полной, и для того чтобы сказать новое слово, нужно сильно постараться, иначе новодел рискует остаться незамеченным в тени именитого предшественника. По сути, именно это и произошло с новой адаптацией романа Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе».
Сюжет фактически остался без изменений – во время путешествия на экспрессе, следующего по маршруту «Стамбул – Кале», происходит убийство одного из пассажиров. Казалось бы, дело крайне сложное, поскольку убитый был тем ещё мерзавцем и жаждущих укокошить его хоть отбавляй. Но среди путешественников находится легендарный сыщик Эркюль Пуаро, который выясняет, что ключ к решению загадки лежит в одной из семейных трагедий, случившихся в недавнем прошлом.
Поначалу действие довольно впечатляющее – режиссёр Кеннет Брана строит пышное авантюрное кино с эффектными операторскими ходами и высоким градусом юмора и эксцентрики. А заодно и политкорректности – что становится первым минусом, поскольку настойчивое копание в расово-семитских вопросах выглядит натужно, подаётся назойливо и не шибко уместно. Но к середине фантазия Браны успокаивается, саспенс отваливается, а кино довольно безыскусно следует книжному сюжету, без должной камерности, психологического напряжения и глубины характеров.
С последним аспектом вообще негусто. Брана в роли Пуаро с чудовищной шваброй под носом напоминает скорее барона Мюнхгаузена. В данном случае на эту роль больше сгодился бы Джонни Депп (мистер Рэтчетт), которому после Икабода Крейна из «Сонной лощины» сыграть чудаковатого сыщика раз плюнуть. При этом режиссёр-эгоцентрик ощутимо тянет одеяло на себя. Он не тратит время на раскрытие других персонажей, заставляя толпу именитых актёров (в числе которых Джуди Денч, Мишель Пфайффер, Уиллем Дефо и Пенелопа Крус) отыгрывать одну-две эмоции – а ведь Ингрид Бергман за роль в картине Сидни Люмета получила «Оскар»! Будучи страстным поклонником Шекспира, Брана наделяет своего персонажа ненужными театрально-пафосными чертами, из-за чего в финале из него лезет чуть ли не Гамлет.
Попытки же придать картине зрелищности и организовать подобие экшена тоже смотрятся спорно, поскольку отвлекают от действия, которое должно развиваться по принципу туго сжатой пружины. Кроме того, обильные компьютерные пейзажи подаются хоть и красиво, но выглядят мультяшно, выдавая как собственную цифровую природу, так и павильонный характер съёмок.
Однако посмотреть кино вполне можно, особенно тем, кто книгу не читал и экранизацию Люмета не видел. В целом же новое «Убийство в Восточном экспрессе» совершенно не задержится в памяти, сенсацией не станет и вряд ли удостоится весомых номинаций на «Оскар» – ну разве что за костюмы.