Военная хроника Японской Империи

У японцев в современной военной истории два национальных героя, и оба флотоводцы, адмиралы. Первый – Хэйхатиро Того, разгромивший русский флот в Цусимском сражении в русско-японскую войну. Второй – Исороку Ямамото, с именем которого связан внезапный удар японской авиации и флота по Пёрл-Харбору в декабре 1941 года. К 70-летней годовщине налёта на Пёрл-Харбор, в 2011 году в Японии вышел военно-биографический фильм «Исороку Ямамото» про карьеру и жизнь этого выдающегося человека. До российского проката эта лента добралась только сейчас.

Способ продвижения фильма в России – пример нечистоплотного маркетинга, который мы все так не любим. Отечественное название «Атака на Пёрл-Харбор» стремится представить картину тематически похожей на масштабный «Пёрл-Харбор» Майкла Бэя. Об этом же говорит и локализованный постер – вид на эскадру кораблей, которые атакуют истребители, – напоминающий знаменитые кадры голливудского «Пёрл-Харбора», в которых японские «Зеро» несутся мимо пылающих американских линкоров. Название и постер лгут: ничего подобного в этом фильме нет.

«Исороку Ямамото» – не о войне, а о человеке. По сути, это тяжеловесная военная биография знаменитого адмирала. В ней много разговоров и лишь эпизодические вставки военных действий, взятых, в основном, общими планами и издалека, как в документальной военной хронике. На экране разворачивается вся военная хроника Японии при жизни Ямамото – от вторжения в Маньчжурию (1931) и стремления подписать с фашистами «тройственный пакт» (1938-1940) до сражения у атолла Мидуэй (1942). Собственно, атака на Пёрл-Харбор занимает в фильме от силы три минуты.

Конечно, удручающая наглость локализаторов не должна влиять на оценку самой картины. Было бы здорово посмотреть просто сильное кино про драматическую судьбу – как, например, пронзительные «Письма с Иводзимы» Клинта Иствуда. Но, увы, фильм про Ямамото сам по себе является настолько плоским, прямолинейным и натянутым, что больше всего напоминает дешёвую патриотическую агитку.

История рассказывается как бы от лица журналиста политотдела популярной газеты, который вместе со своим шефом несколько раз приходит интервьюировать Ямамото. Однако сам журналист в картине присутствует явно «для мебели» – как и целый ряд прочих персонажей. Внятно прописанных героев в фильме всего два – сам Ямамото (белоснежно-положительный) и вице-адмирал флота Нагумо, который, по сюжету, вечно ставит Ямамото палки в колёса, не выполняет его прямые приказы и всячески ошибается.

Ямамото выведен мудрым, дальновидным и справедливым: он против войны с Америкой, но под давлением «милитаристов» вынужден воевать; он читал «Майн Кампф» и знает цену предложениям Гитлера о дружбе; на любую неприятность он всепонимающе улыбается – прямо как товарищ Сталин на советских открытках. И, конечно, он является мудрым наставником для молодёжи, внушая им свой жизненный опыт: что-то в духе «думай головой, чувствуй сердцем, смотри глазами».

При этом нельзя сказать, что в фильме что-то переврали – исторические факты преподнесены довольно точно. Но, как и в государственной пропаганде, вся соль тут в форме подачи. Разбомбили Пёрл-Харбор без объявления войны? Проиграли сражение у атолла Мидуэй? Всякий раз оказывается, что Ямамото не виноват – это всё агрессивная японская военщина (и иногда – Нагумо).

Ярким примером такого представления служит эпизод с заявлением Ямамото, что нужно до нападения на Пёрл-Харбор объявить войну США. Когда адмирал узнаёт, что война была объявлена через час после начала атаки, он приходит в ярость («это навсегда опозорит императорский флот!»), а его подчиненные плачут (!). При этом как-то не принимается в расчёт, что вероломную практику начала войны без объявления первой ввела именно Япония (русским людям тут должны вспомниться крейсер «Варяг» и канонерка «Кореец»). И подобным образом акценты смещены во всех значимых эпизодах.

Ложкой мёда в этой бочке дёгтя выступают колоритные сценки из японской жизни тех лет. Здесь можно мельком разглядеть обычаи, быт, культуру японского общества времён Второй Мировой. Журналист ходит есть в лапшичную, где посетители обсуждают военную политику и, в общем, осуждают войну. Ямамото приезжает домой и ужинает с женой и тремя детьми. Кроме того, для русского зрителя фильм, конечно, сам по себе экзотичный – японские картины – редкие гости в наших кинотеатрах.

Однако в целом «Исороку Ямамото» не держит внимание: слушая долгие разговоры даже без музыки за кадром можно задремать – будят лишь краткие вставки сражений. Он не вовлекает эмоционально: во всём положительный Ямамото в фильме не вызывает сочувствия и соучастия. И не выдерживает сравнений: в «Пёрл-Харборе» Майкла Бэя всё то, что в этой разухабистой и нелепой картине нудно жуётся часами, дано в нескольких коротких вставках про японцев.

Вердикт: Нудная патриотическая агитка о военной биографии адмирала Ямамото, выставляющая его «Д’Артаньяном» в заложниках у ситуации с войной против США.

Для глаз
Для мозга
Для сердца

2

2

2

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here