Умри за веру – мой приказ!
Китайско-голливудский эпос Чжана Имоу об одной из легенд существования Великой Китайской стены, наконец, добрался до масс. Свет в кинотеатре гаснет, публика затихает… И что же мы видим? Приключенческое зрелище, чей размах больше, чем его вес.
Китайцы противостоят армии плотоядных, ящерообразных чудовищ, которые каждые 60 лет осаждают Великую Китайскую стену, чтобы пробиться в столицу и накормить свою матку. Накануне вторжения тварей в плен к китайским солдатам попадают европейские наёмники-авантюристы Уиллем Гэрин (Мэтт Дэймон) и Перо Товар (Педро Паскаль), выдающие себя за торговцев. Однако в первой же битве с неземными существами зелёных кровей они демонстрируют навыки воинов и зарабатывают уважение суровых китайских солдат. Всё же враг моего врага – мой друг, поэтому лишними их руки не будут. Гэрин большую часть фильма старается осознать происходящее. Но знать больше – вредно, и не потому, что скрывается что-то важное, а из-за того, что нечто, что здесь зовётся сюжетом, на деле выражается в двух словах: «убейте чудовищ, не то они сожрут нас».
Фильм представляет собой смесь «Чужих», «Звёздного десанта» и «28 панфиловцев». В центре рассказа блуждает растерянный Уиллем Гэрин – весь такой благородный, храбрый и изобретательный, что аж хочется больше поглазеть на консервативных китайских солдат в борьбе с кровожадными монстрами. Основной посыл тоже на поверхности: западники, которые воюют за материальные блага, должны взглянуть в сторону Востока, который смело встаёт грудью на защиту чести и веры. Эпичной «Великой стене» не хватает вдохновенной азиатской философии и мистицизма. Хотя между пышной зрелищностью смутно виднеются наставления авторов о гибельности идеологии потребления и военной экспансии, а также о силе коллективизма над эгоизмом и индивидуализмом.
А форма восхищает: пёстрое изображение баталий, виртуозная операторская работа Стюарта Драйберга («Невероятная жизнь Уолтера Митти») и Чжао Сяодина («Дом летающих кинжалов»), и, конечно, экстравагантные военные обмундирования и оружие китайской армии. Создатели насыщают изображение и огненными шарами, и летящими стрелами и копьями, и кишащими стаями чудовищ… Словом – художественно фильм богат. Ощутим потрясающий объём действия вокруг гигантских каменных структур, тянущихся к небу из густого тумана. Стена оживает и становится равноправным героем, отчасти даже более интересным, чем шагающие по ней люди.
В фильме много смотрибельных битв и стычек, чувствуется задор киноделов. Особенно хороша сцена, где герой Дэймона попадает на поле битвы и сквозь плотный туман, благодаря так называемым «воющим стрелам», пытается обнаружить рычащих агрессоров, пока военные затаскивают к себе одного из них. В то же время в «Великой стене» немало и упущенных возможностей для создания драматургии – удачные эпизоды можно пересчитать по пальцам. Героев представлено бесконечное множество, и если копнуть чуть глубже, можно увидеть, что все они деревянные. Особенно Баллард, персонаж Уиллема Дефо, – по сути, он здесь нужен только для ответа на вопрос: почему китайцы свободно говорят на английском языке?
Несмотря на китайскую культуру и декорации, картина Чжана Имоу мало отличается от любой другой приключенческой голливудщины. Некоторые эпизоды обрываются резко, без причин, а вагон грубой экспозиции вообще подталкивает поворчать. А как мифологические хищники пробивают мощь великой китайской обороны и почему бойцы их не замечают – загадка. Но ведь ухмыляешься – и продолжаешь наслаждаться баталиями без мелодраматизма.
Фильм не встанет плечом к плечу с «Героем» и «Жить» того же кинодела, но его авторское прикосновение заметно хотя бы в панорамных взмахах камеры и пёстрых цветах. Единственная сила этого фэнтезийного кино о вторжении свирепых существ – в уникальном аттракционе. Создатели моментально бросают зрителя в гущу событий. После увиденного можно смело сказать, что «Великая стена» достойна разового внимания.