С древнейших времён человечек смотрел в ночное небо и задавал себе вопрос: «Одиноки ли мы во Вселенной?» И поняв, что небо так и будет молчать, сам решил на него ответить. Как? С помощью искусства – и кинематографа в том числе.
Так зародился жанр научной фантастики – или sci-fi, как его называют сейчас. До появления кинематографа sci-fi прошёл отличную апробацию в литературе – почти каждому знакомы имена таких корифеев, как Жюль Верн и Герберт Уэллс.
Интересно, что именно в этом жанре снят один из самых первых фильмов в истории кино – «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса. С этой картины, вышедшей в 1902 году, и принято вести отсчёт «экранного воплощения» sci-fi.
Роботы, пришельцы, космические корабли, путешествия на другие планеты и чудеса технологий – вот лишь некоторые излюбленные для sci-fi темы. Примечательно, что sci-fi часто рассказывает о достижениях будущего, активно используя при этом достижения настоящего. Вспомнить хотя бы эволюцию внешнего вида пришельца: от актёра в странном костюме – до полностью смоделированного на компьютере CG-персонажа.
Справедливости ради стоит заметить, что и sci-fi в свою очередь тоже влияет на реальную жизнь: полёты в космос, тач-скрины и мощные компьютеры, которые раньше были достоянием исключительно фантастических фильмов, теперь стали привычной частью нашей жизни.
Вероятно, интерес кинематографа к жанру sci-fi не угаснет никогда. Разве можно отказать себе в удовольствии уничтожить Землю? Или полетать на огромном космическом корабле, защищая её? Или – превратить фильм о визите инопланетян в изящное высказывание о социально-политическом контексте.
Именно так в 1951 году и поступил Роберт Уайз в своем фильме «День, когда Земля остановилась». Эта картина давно стал классикой кинематографа, а её элементы – частью культуры. В частности, звук необычного инструмента терменвокс, на котором исполнялась главная музыкальная тема, стал ассоциироваться исключительно с прилётом НЛО.
Итак, на дворе 1951-й год. В самом разгаре Холодная война. Еще свежи следы от ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, а Организация Объединенных Наций только набирает силы. Именно в это время на зелёную лужайку в центре Вашингтона приземляется летающая тарелка. Американская армия окружает потенциального агрессора танками и людьми с оружием. Вокруг собирается толпа зевак. Весь мир застыл в ожидании. И вот из летающей тарелки выходит… почти что человек, одетый в большой шлем и необычном костюм. Он представляется посланником с другой планеты, который прибыл сюда исключительно с благими намерениями. Однако он делает неловкое движение рукой – и один из военных стреляет.
Пришелец падает на землю, истекая кровью (?) Следом за ним из тарелки выходит огромный робот. Лазерами из своих глаз он уничтожает пару танков – пока пришелец не говорит ему что-то на непонятном языке. Пострадавшего отвозят в больницу, куда сразу же приходит и секретарь президента. Выясняется, что инопланетного гостя зовут Клаату (Майкл Ренни) – и внешне он ничем не отличается от человека.
Клаату прибыл с важной миссией, рассказать о которой он сможет только представителям всех наций. Секретарь президента понимает, что в контексте происходящего в мире это невозможно. Не дождавшись помощи от представителей власти, Клаату сбегает из больницы, чтобы изучить человечество изнутри. Под выдуманным именем – мистер Карпентер – он селится в небольшом доме и быстро находит общий язык с мальчиком Бобби (Билли Грэй).
Стоит сказать, что интерес к уфологической теме в кинематографе США того времени был продиктован так нахзываемым Розуэлльским инцидентом 1947 года. Считалось, что разбившийся тогда НЛО и тело пришельца «прикарманило» себе правительство. Вскоре после «Дня…» вышли ещё две знаковые картины о пришельцах – «Война миров» и «Вторжение похитителей тел». Однако обе создавали образ пришельцев-агрессоров, которые желают или уничтожить, или эксплуатировать человечество.
Пришелец Клаату – нестандартный образ. Он – интеллектуальный исследователь, который не собирается применять силу. После того как мировые лидеры так и не собираются по его просьбе, он знакомится с профессором Барнхардтом (Сэм Джаффе). Считается, что его прототипом был сам Альберт Эйнштейн. Барнхардт – как истинный учёный – далёк от политики. Чтобы помочь Клаату, он собирает конгресс учёных из разных стран, которым Клаату мог бы поведать о своей миссии. Но прежде Барнхардт уговаривает гостя на небольшую мирную демонстрацию возможностей расы Клаату.
И Клаату… на полчаса обесточивает Землю. Машины стоят, радио и телевидение молчит и даже коровы не доятся. Земля остановилась.
После этого правительство США начинает воспринимать пришельца как агрессию – и за Клаату начинается охота. Сбежать ему помогает мама Бобби (Патриция Нил) – именно ей он говорит три важных слова (но не те, о которых вы подумали). Он говорит ей «Клаату барада никто». Именно этой фразой можно обезвредить робота Грота, который – в случае смерит Клаату – уничтожит на Земле всё живое.
Таким образом, Клаату находит общий язык только с тремя представителями людской расы: невинным ребёнком, человеком науки и женщиной. Клаату погибает, но робот Грот возвращает его к жизни. Триумфально Клаату выходит к представителям науки и обращается к ним со своей речью.
Он говорит о том, что атомное оружие – это угроза не только для Земли, но и для всей Вселенной. Раса Клаату в своё время изящно искоренила проблему насилия – изобрела расу роботов, которые уничтожают любые признаки агрессии. И если земляне не сойдут с этого «ядерного пути», раса роботов просто уничтожит их планету. После этого Клаату улетает, оставив выбор своей судьбы самим людям.
Столь благородный и почти святой образ Клаату невольно подталкивает к религиозной интерпретации данной картины. Получается что-то вроде второго пришествия из космоса, где главный герой берёт себе говорящую фамилию Карпентер («плотник»), затем умирает от рук людей и воскресает в конце, чтобы нести последнее Слово. Считается, что эти религиозные аллюзии вызвали недовольство среди консервативной публики, и именно поэтому в фильм была добавлена оговорка о «временном воскрешении» Клаату.
В 1952 году «День, когда Земля остановилась» получил «Золотой глобус» как самый лучший фильм, пропагандирующий взаимопонимание между народами. В 2008-м на экраны вышел ремейк с Киану Ривзом в главной роли. Однако многочисленные эффекты и погоня за кассой лишили новый «День…» философии оригинала.
Современному зрителю – с высоты прошедших 65 лет – «День, когда Земля остановилась» может показаться немного наивным. Но если абстрагироваться от несовершенства эффектов того времени, то сейчас эта картина стала более актуальна. Наверное, такой «Клаату» должен прилетать каждые 50 лет, чтобы напоминать людям о некой глобальной отвесности, о которой они порой забывают.