Русский любовный треугольник во французском отшельничестве

Два долгих холодных месяца Илья (Александр Молочников) и Саша (Даша Чаруша) проводят в Нормандии: сосуществуют, выжимая друг из друга оставшиеся (а оставшиеся ли?) чувства. Она – художница, подающая надежды, он – горе-литератор, получивший гранд на написание книги (ох, как всё это по-московски).

В один из ставших рутинными дней Саша уезжает в город по надуманным делам, а Илья отправляется в ближайший к их месту обитания бар, неподалеку от которого сталкивается с девушкой Машей (Светлана Устинова), которая (совершенно) случайным образом оказывается на станции, не доехав до Парижа. Поездов не будет до утра – а значит, план на вечер определён. Но вечер неожиданно растягивается почти на неделю новогоднего безделья, Маша оказывается университетской подругой Саши, намеревается погостить у неё и вспомнить бурное прошлое. Как итог – герои втроём проходят своеобразное испытание на психологическую прочность, от которого они заранее устали.

Сразу же как некий парадокс этого фильма – совмещённость порой откровенной сыроватости с очаровательно проигранной отрешённостью героев. Талантливый мхатовец и женский любимец Александр Молочников полностью погружён в образ меланхоличного красавца, для которого как будто бы и создан окружающий его на протяжении полутора часов пейзаж. Он, в общем-то, должен работать над своей книгой (именно этим в сознании русских интеллектуалов притягательны французские глубинки), но и в качестве разгуливающего по берегу мечтателя, который находит сомнительного вида останки животного, он очень хорош.

Режиссёрский дебют Романа Волобуева в соавторстве с главными героинями Светланой Устиновой и Дашей Чарушей – жанровый коллаж или, скорее, попытка авторского самоопределения. То ли триллер с элементами мистики, то ли намёк на хоррор – как говорится, не стоит спешить с выводами. В чём нет никаких сомнений – так это в размытых, скользящих и ускользающих крупных планах: лопатки, шеи, губы, спутанные пряди волос. Операторская работа Михаила Хасая – одно из главных и честных достоинств «Холодного фронта».

Трое красивых людей пытаются понять, что между ними происходит и как далеко это может зайти. Между Ильёй и Машей, кстати сказать, в первую же ночь заходит довольно далеко, а Саша вроде бы и хочет придать этому значение, но как-то не шибко получается. Пробежки по утрам, вечера за разговорами, много вина. Намёк на постижение себя и осмысление своих целей. Де факто – ни намёка на смысл. Впрочем, сам Волобуев недолго думая взял быка за рога и, написав рецензию на свой же фильм, попытался «предугадать» всё, что зрителю и злым критикам придётся не по нраву.

Холодный фронт

Объективно говоря, картину стоит не только линчевать – в ней действительно много визуальной эстетики, радующей глаз. Хотя и тут слегка копнуть и – привет Звягинцеву: в последнее время в русском кино за холодную красоту пейзажей негласно ответственен он. Но пейзаж возымеет чарующее действие вне зависимости от режиссёрской преемственности. Вот и волобуевская Нормандия прекрасна в своём туманном забытьи.

Картинка приятна, но смысл ускользает, финал открыт и оставляет еле различимый и ещё менее осознаваемый шлейф. Что-то мне всегда подсказывало: хороший кинокритик не может быть хорошим режиссёром, и наоборот. Волобуев своё детище и любит, и разбирает по кусочкам одновременно, а нам остаётся лишь следить за его метаморфозами теперь не на бумаге, а на экране.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here