В незапамятную старину жил да был на свете Народный Фольклор и три его дочери: Разудалая Песня, Похабная Частушка да Страшная сказка. Песня скакала по долам и весям, бодря дух молодецкий, и таилась в тёмных лесах, где шустрили братья-разбойнички. Частушки распевали в деревнях, упражняясь в прицельной стрельбе глазами: девки – по парням, а парни – по девкам. А что творилось в дому у Страшной сказки, лучше и не знать. То кого-то в котле живьём сварят, то на части искромсают, а то и вовсе король-отец на собственной дочке решит жениться. Жуткие дела!
А потом пришёл Дисней и всё испортил.
Конечно, адаптировать народные сказки начали задолго до студии Disney. Даже у братьев Гримм и Шарля Перро сказки представлены в смягчённом виде, с меньшим количеством кровавых подробностей, чем в оригинальных версиях. Современные же экранизации и вовсе требуют минимального рейтинга, поскольку аудитория сказочных фильмов – это все-таки дети.
Но случаются исключения. Некоторые режиссёры скрещивают сказку с жанром ужасов, другие используют известные сюжеты, чтобы побродить на территории психоанализа, а кому-то просто нравится отрубать в кадре своим персонажам конечности.
Перед вами 10 фильмов, которые следуют главному правилу историй, родившихся в темных глубинах коллективного бессознательного: чем дальше – тем страшнее.
Сказка о потерянном времени (1964)
Я безвредный, безобидный, незаметный старичок…
Первые же кадры фильма, снятого по мотивам сказки великого драматурга Евгения Шварца, заставят любого бывшего советского ребёнка вновь испытать ощущение тихого ужаса, которое быстро и неотвратимо, как падение песчинок в стеклянной колбе часов, спускалось по позвоночнику юного читателя, заворожёно скользящего глазами по строчкам, где сухо бормочут кряхтящие старички-колдуны: «Два года, да ещё пять, да ещё семь, да ещё три… Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна…»
История о прокрастинации, снятая главным советским киносказочником Александром Птушко, не устарела ни на день и в кинематографическом, и в смысловом отношении. Ирреальные художественные миры неподвластны разрушительной власти Времени, поэтому и сейчас созданный полвека назад фильм, начинающийся с монолога философски мыслящего пса, приковывает к экрану.
«Сказку о потерянном времени» отличают не только прекрасные для своей эпохи спецэффекты, необычное чередование игровых сцен с красочной мультипликацией и участие целого созвездия блестящих актёров от Георгия Вицина до Рины Зелёной. Это ещё и параллельный мир, портал в который ведёт дупло старого дуба, за которым в мерцающей синеве искривляются затянутые паутиной стволы деревьев мёртвого леса, которому позавидовал бы Гильермо дель Торо. Там ухают совы, оживают в часах кукушки и считают, считают, считают чужие годы старики в детских телах…
Вы всё ещё теряете время? Тогда мы идём к вам.
Аленький цветочек (1977)
Тебе ещё и не то приснится здесь у нас.
Если в детстве этот неторопливый фильм казался вам скучным, то лишь потому, что получился он не очень детским. Если же он казался вам пугающим, то вы всё поняли правильно. А вот всецело очароваться фильмом получится, наверное, только у взрослых.
Кино, снятое в антуражах сказочно-русской деревеньки, выглядит таким европейским декадансом, что не удивишься, если местная Колдунья балуется со скуки морфием, особенно когда слышишь шелестящие интонации Аллы Демидовой, исполняющей – разумеется – роль злой силы. В сравнении с некоторыми отдельно взятыми сценами «Аленького цветочка» иные артхаусные фантазии выглядят как вполне реалистичный кинематограф.
Музыка скребёт по нервам, двери распахиваются от прикосновения невидимых рук, глаза Чудища отражают все терзания души, ощущение опасности не покидает ни на секунду. Лев Дуров играет трагедию Фамусова с привкусом Фрейда, Демидова играет трагедию одиночества и, оживая, сходит с картины, как Дориан Грей.
Вот тебе, доченька, и аленький цветок.
В компании волков (1984)
Волки – вовсе не те, за кого мы их принимаем.
Под томные струнные квартеты невинная дева в красном плаще, наслушавшаяся бабушкиных историй об оборотнях со сросшимися на переносице бровями, гуляет по заснеженному лесу, где встречает молодого красавца-охотника и тут же благополучно забывает и про бабушкины наставления, и про зловещие брови.
Такие фильмы сейчас принято называть атмосферными, но получилось нечто большее, чем декоративная сказка о Красной Шапочке на новый лад. Нил Джордан, тогда ещё не успевший прославиться «Интервью с вампиром», сотворил психологическую притчу о комплексах, страхах, многозначительных снах и потере девственности, живописно проиллюстрированной алыми каплями крови на белоснежном снегу.
Символизм ленты позволяет многообразие трактовок: тут вам и звериная мужская природа, до поры до времени прячущаяся под благовидной внешностью, и история взросления, и сексуальный подтекст. Так или иначе, картина вышла тревожная, неуловимо беспокоящая на уровне подсознания.
Среди персонажей появляется сам дьявол, которого собирался играть Энди Уорхол, но не сложилось. Сыгравший его в результате актёр в титрах многозначительно не назван.
Возвращение в страну Оз (1985)
Пожалуй, запру я тебя в башне и подожду пару лет, пока твоя голова не будет готова. А потом заберу её себе.
Маленькая Дороти надела рубиновые башмачки, произнесла волшебные слова и перенеслась домой, где начала рассказывать всем о своих приключениях в стране Оз. И тогда дядя и тётя отправили её в сумасшедший дом, где всем заправляет местный аналог сестры Рэтчед, которая готовит десятилетней девочке судьбу героя Джека Николсона из «Пролетая над гнездом кукушки».
Этот официально детский фильм появился спустя 46 лет после выхода классического «Волшебника страны Оз» и за 15 лет до выхода знаменитой видеоигры «Америкэн МакГи: Алиса», где после чудесных приключений героиня тоже попала в психиатрическую клинику.
Одинокая и печальная поначалу Дороти, вырвавшись из цепких лап людей в белых халатах, возвращается в страну Оз, чтобы на этот раз спасти её от чудовищ. Или тонет в реке вместе с другой девочкой, с которой сбежала из больницы, но такую трактовку не хочется принимать.
Американцы, посмотревшие «Возвращение…» в детстве, до сих пор с содроганием вспоминают злобную королеву, носящую разные головы как аксессуары, людей с колёсами вместо рук и ног и другие страшные чудеса этого мрачного фильма о том, что человек должен сражаться за своё видение мира.
Шоссе (1996)
До чего ж здоровенные и уродские у тебя зубы, Боб.
Жила-была девочка, сама виновата. Но там, где виновата эта девочка, виноваты и все остальные. И весь жестокий мир в придачу. Судите сами, какая у неё жизнь: мать-наркоманка, отчим-насильник, а по дороге к бабушке она садится в машину к интеллигентному подростковому психотерапевту Бобу Вулвертону, который оказывается садистом, педофилом и маньяком-убийцей.
Добро пожаловать в сказку девяностых. В это десятилетие кинематограф стал радикальным и переработал старую историю о Красной Шапочке почти до неузнаваемости.
Кукольная внешность крошки-блондинки в красной курточке и красной мини-юбке не мешает Риз Уизерспун создать один из самых ярких образов девчонок-оторв на экране. «Серый Волк» в зловещем исполнении Кифера Сазерленда успел сильно пожалеть, что с ней связался, эта малышка умеет постоять за себя и неплохо стреляет из пистолета, одолженного у местной шпаны.
Эта суровая чёрная комедия и недобрая сказка, к сожалению, провалилась в прокате. Публика была готова смотреть на тотальное истребление в фильмах Тарантино, но в случае с «Шоссе» разрыв шаблонов оказался слишком силён. Но сейчас вам ничто не помешает оценить фильм о девочке в красной шапочке, которую она носила мехом внутрь, мясом наружу.
Белоснежка: Страшная сказка (1997)
Ты сможешь слышать и сможешь видеть, но лишь из могилы своего разума.
Самая готическая европейская сказка выписана тремя цветами, и, возможно, именно в идеально соблюдённом балансе белого, чёрного и красного и содержится секрет её неодолимой притягательности.
Как сделать страшную сказку ещё страшнее? Очень просто – пригласить Сигурни Уивер на роль Мачехи.
Получилась сказка-перевёртыш, где Белоснежка вовсе не послушный агнец, а малолетняя нахалка, довольно легко находящая язык с прячущимися в лесу семью каторжниками, заменяющими тут забавных маленьких человечков. Зеркало врёт всем, даже своей хозяйке, это настоящий искусственный разум, манипулирующий всеми героями истории.
Конечный результат – фильм ужасов, который не стоит смотреть на ночь впечатлительным зрителям. Не впечатлительным, впрочем, тоже. Ну как ещё приснится старуха с длинными гнилыми зубами, ласково интересующаяся: «Что, дорогуша, язычок прикусила?»
Полено (2000)
Милый, прополируй ребенка – у него растёт третья рука.
Что делают бездетные сказочные родители, если им очень хочется иметь собственных чад? Одни лепят их из снега, другие строгают говорящее полено, а герои вольной экранизации чешской народной сказки «Прожорливый желудок» ничего строгать не стали, так оставили. Говорить их полено так и не научилось, хотя и был у него очень большой рот…
Кинорежиссёра, художника, скульптора и аниматора Яна Шванкмайера признали классиком ещё при жизни, а его сюрреалистическую сказку с оригинальным названием Otesánek с восторгом приняли и в родной Чехии, и на Западе, где многие сравнивают фильм с лентой Дэйвида Линча «Голова-ластик».
В картине использован любимый метод мастера – сочетание гиперреализма с пластилиновой анимацией, и смотреть её местами смешно, местами грустно, а местами страшно до иррационального ужаса, который легко объясняют экранизируемые Шванкмайером темы фобий и страхов с психологической подоплёкой.
В интервью режиссёр говорит, что поднимает в фильме темы бунта человека против уготованного ему удела и сравнивает «Полено» с мифами о Фаусте и об Адаме и Еве.
Полено внимательно слушает философские рассуждения да ест.
Братья Гримм (2005)
И жили они все долго и счастливо… Или нет.
Со съёмок фильма находящийся под постоянным давлением продюсеров режиссёр Терри Гиллиам фактически сбежал, чтобы для души снять за три копейки своеобразную историю Алисы в «Стране приливов». Но драконовские меры студийных боссов не смогли вытравить из его остроумной ленты подлинное волшебство.
Жутковатые изначально сказки братьев Гримм залакированы спецэффектами, заглушены торжественным завыванием музыки, смягчены, припудрены и украшены участием роскошной Моники Беллуччи в бархате и золоте.
Но тёмный лес и чёрный юмор, гротескный профиль Петера Стормаре и тихая тоска в глазах Хита Леджера, а самое главное – вечная для режиссёра тема жестокого столкновения фантазии с реальным миром взлохмачивают сказку, приглаженную суровой студийной рукой, возвращая её на территорию сумеречной зоны, где не успеешь расслабиться, как из колодца вылезет грязевый человечек, залепит тебе рот и украдёт твоё лицо.
Гензель и Гретель (2007)
Мы не плохие дети.
Ведьма построила домик своей мечты, а дети пришли и его разрушили. Но на этом не закончили. Они построил домик своей мечты, наполнив его сластями, игрушками и, как свойственно детям, большими надеждами, возлагаемыми на взрослых. Которые, как учит нас фильм, взрослым лучше бы оправдать, иначе дети могут рассердиться.
Конечно, в Южной Корее снимают и куда более страшные фильмы, чего только стоит версия «Золушки» 2006 года, где бедной падчерице отрезают лицо. Но и за фасадом пряничного домика притаилось множество пугающих вещей, с которыми придётся столкнуться попавшему в гости к милым деткам молодому герою.
Казалось бы, что плохого может случиться, если дети тебя полюбили? Именно об этом фильм и расскажет.
Сказки тёмной стороны (2016)
Человек живёт в залитом солнцем мире и верит в его реальность. Но существует и другое место, невидимое большинству, столь же реальное, но не так ярко освещённое… Тёмная сторона.
В этом году ожидается телефильм по мотивам сериала 1983 года «Сказки тёмной стороны», антологии мистики и ужасов по рассказам таких больших мастеров жанра, как Стивен Кинг, Клайв Баркер и Роберт Блох.
Продюсером старого сериала выступал «отец» живых мертвецов Джордж А. Ромеро. Обновлённой же версией занимается родной сын «короля ужасов» и сценарист Джо Хилл, привлёкший в числе продюсеров Митчелла Галина, который специализируется на экранизациях романов Кинга. Он занимался «Худеющим» в 1996 году, «Кладбищем домашних животных» в 1989-м и мини-сериалом «Лангольеры» (2000).
Старые «Сказки тёмной стороны» начинались с классической истории «попаданца»: мальчик, мечтающий помочь отцу освободиться от долгов, забредает по ту сторону нашего мира и оказывается в плену у людоедки, а затем становится своеобразной Шахерезадой и тянет время, читая кровожадной дамочке страшные истории.
Если новым авторам удастся рассказать о человеческих отношениях тем же сказочно-мистическим и одновременно реалистичным языком, что и в сериале восьмидесятых, то однозначно получится увлекательно и страшно, аж жуть.
Ух ты, сколько интересного к просмотру!
Спасибо!
Спасибо огромное за статью, о многих совершенно забыла даже, а о некоторых даже не слышала *__________*
Наконец-то не нужно ломать голову, чтобы посмотреть каких-нибудь жутеньких сказок, и все благодаря вам <3
Очаровательное, одновременно пугающее и завлекающее описание фильмов, безусловно интересная подборка, в коей отдельное спасибо за упоминание «Возвращения в страну Оз», и даже, можно сказать, положительный отзыв на злосчастных «Братьев Гримм» (о котором я была наслышана, как о плоде страданий всех — Терри Г, актеров, продюсеров и зрителей, но все еще не теряла надежды).
Спасибо, автор! 🙂
Спасибо за такую подборку.