Назад в будущее
Во всём мире на несколько секунд неожиданно отключается электричество. Неудачливый музыкант Джек Малик (Химеш Патель) в этот момент попадает под колёса автобуса. Оправившись от травм, молодой человек узнаёт, что группы The Beatles не существует – люди не знакомы с творчеством Пола МакКартни, Джона Леннона, Джорджа Харрисона и Ринго Старра. Решив воспользоваться ситуацией, Джек приписывает песни музыкантов себе.
Завязка нового фильма Дэнни Бойла напоминает популярные в девяностые-нулевые фантастические мелодрамы: «Взрыв из прошлого», «Кейт и Лео», «Дом у озера», однако концептуально фильм, название которого отечественные прокатчики, к удивлению, никак не изменили, совсем не похож на творения Хью Уилсона, Джеймса Мэнголда и Алехандро Агрести.
Лежащая в основе «Yesterday» идея могла превратить картину в экспериментальное полотно. Был шанс уйти в фантастику, наполнить ленту абсурдистским юмором, превратить её в фундаментальное исследование современного мира или, напротив, сосредоточиться на ностальгической атмосфере шестидесятых.
Но автор «28 дней спустя» и «Миллионера из трущоб» избрал другое направление. И хотя выбранную им дорогу так и хочется назвать путём наименьшего сопротивления, нельзя не признать, что Бойл снял очаровательную мелодраму о цене успеха и важности любви. В постановке есть и шутки – порой весьма неплохие, – и неожиданные сюжетные перевороты, и неплохие актёрские работы, и удачные метафоры. И хотя собранные воедино все элементы «Yesterday» не превращаются в мощное авторское высказывание или поражающую воображение историю, картина выглядит по-хорошему наивной и небезынтересной.
Дэнни Бойл – профессионал своего дела. В своей тринадцатой полнометражной ленте он ностальгирует по дням, когда ливерпульская четвёрка была в расцвете сил. Он показывает – впрочем, не всегда совсем убедительно, ведь сценарий постоянно уводит от параллелей между прошлым и настоящим к тривиальной истории любви между Джеком и его возлюбленной Элли (Лили Джеймс), – что раньше жизнь была проще и лучше, а являющаяся отражением настроений в обществе музыка – легче и душевнее. Конечно, это не совсем так, но фильм о Джеке Малике – фантазия на тему, а потому такие условности отлично работают на сюжет.
Вообще, любые недочёты ленты оказываются перечёркнуты, когда мы слышим «Let It Be», «A Hard Day’s Night», «Back In The U.S.S.R.» и заглавную «Yesterday». Удивительная энергетика, витальность песен музыкантов из Великобритании – одно из главных достоинств фильма. В те редкие моменты, когда Бойл пытается развить темы песен «The Long & Winding Road», «Help!», «She Loves You», он скатывается в морализаторство. Когда же Малик со сцены исполняет зажигательные, умиротворяющие, заставляющие задуматься композиции великой группы, по коже бегут мурашки, а в голове проносятся самые приятные мысли.