Британский Совет в России совместно с институтом «Стрелка» представляют кинофестиваль «Хичкок: девять неизвестных».
С 1 по 9 августа 2014 года во дворе института «Стрелка» (г. Москва) состоятся показы девяти немых фильмов, снятых Альфредом Хичкоком в 1920-х гг. Передать атмосферу каждой из ранних работ мастера поможет живая музыка от ведущих британских композиторов, в сопровождении которой будут проходить кинопоказы.
Фестиваль «Хичкок: девять неизвестных» организован Британским Советом в России совместно с Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» в рамках Перекрёстного Года культуры Великобритании и России 2014. Картины, восстановленные специалистами Британского института кино (BFI), будут впервые представлены в России.
Альфред Хичкок – один из самых знаменитых кинорежиссёров в истории, однако его первые десять немых фильмов, из которых сохранилось только девять, не так известны, как более поздние работы. Тем не менее, ленты 1925–1929 гг. принадлежат к числу величайших достижений британского немого кино. Уже в них можно проследить мотивы и пристрастия режиссёра, которые проявились в зрелом творчестве мастера и стали его визитной карточкой.
Становление Хичкока как режиссёра в эпоху немого кино – ключ к пониманию его художественного стиля. Критики и зрители почти сразу провозгласили его гением, чьи работы покоряют смелым сочетанием европейской манеры монтажа с острым сюжетом, где присутствуют и драматизм, и юмор. Зритель, с увлечением смотревший поздние классические фильмы Хичкока, такие, как «Головокружение», «Птицы» и «Психо», снятые уже в Голливуде, сразу распознает элементы будущей хичкоковской манеры в его первых работах.
Восстановление девяти немых фильмов Хичкока стало для Британского института кино (BFI) крупнейшим реставрационным проектом, реализация которого оказалась возможной благодаря появлению новых цифровых технологий. В Национальном архиве Британского института кино хранится большинство основных копий ранних картин Хичкока, дошедших до нас, включая негативы. Кроме того, при реставрации использовались материалы иностранных архивов. После тщательного сравнительного анализа каждой сцены проводились фотохимические работы, за которыми следовало цифровое покадровое восстановление изображений. Эти процессы требовали высочайшей кураторской квалификации в сочетании с особыми техническими навыками. Что особенно замечательно, реставрация не только вернула немым картинам Хичкока чистоту и чёткость, но и позволила глубже понять их содержание. Благодаря реставрационному проекту зрители смогут увидеть на большом экране шедевры одного из величайших британских деятелей искусства такими, какими он сам их задумал.
ХИЧКОК: ДЕВЯТЬ НЕИЗВЕСТНЫХ (немые фильмы 1926–1929 гг.):
«Сад наслаждений» (март 1926 г.)
«Жилец: история лондонского тумана» (сентябрь 1926 г.)
«По наклонной плоскости» (май 1927 г.)
«Лёгкое поведение» (август 1927 г.)
«Ринг» (сентябрь 1927 г.)
«Жена фермера» (март 1928 г.)
«Шампанское» (август 1928 г.)
«Человек с острова Мэн» (январь 1929 г.)
«Шантаж» (август 1929 г.)
Фильм «Горный орёл» (май 1926 г.), десятый немой фильм Хичкока, до сих пор не найден и возглавляет список пропавших фильмов, поисками которого занимается Британский институт кино.