Второй шанс
После переменного успеха на комедийном поприще Дэвид Гордон Грин продолжает возвращаться к своим корням в «Джо» – экранизации одноимённого романа Ларри Брауна. Фильм продолжает традиции «Южной Готики», заданные «Ночью охотника» и «Трамваем “Желание”» и продолженные «Отточенным лезвием», «Зимней костью» и «Мадом». И нельзя не отметить, что возвращение идёт режиссёру на пользу и позволяет легко забыть осечки вроде «Храбрых перцем» и «Няня».
Титульный герой в исполнении Николаса Кейджа – бывший уголовник, начавший новую жизнь где-то в южных штатах и работающий прорабом у группы, отвечающей за отравление деревьев в местных лесах для их последующего повала и застройки земли.
Хотя он пытается оставить своё тёмное прошлое позади, прошлое не торопится оставить его. У него постоянно возникают проблемы с местными хулиганами, да и полиция не жалует Джо. Но главный герой пытается оставаться неприметным и проживать день за днём, не тревожа окружающих.
Всё это меняется, когда к нему на работу устраивается подросток Гэри (Тай Шеридан), который старается заработать на пропитание себя и своей немой сестры. Он толковый парень, и Джо видит в нём потенциал, но у Гэри есть отец Уэйд, являющийся воплощением всего зла, на которое способен человек. Вопреки самому себе Джо становится для Гэри не только начальником, но и наставником, стараясь уберечь его от вступления на тропу зла и мрака.
Нельзя сказать, что «Джо» открывает новые горизонты своего поджанра. Если вы смотрели «Отточенное лезвие», то вы быстро поймёте, к чему всё идёт. И нельзя сказать, что сценарий в «Джо» очень сфокусирован. Как и Терренс Малик (с которым его часто сравнивают), Грин больше заинтересован не в событиях, а в атмосфере и персонажах. И в этом плане фильм не подводит: дух увядающего Юга передан минимумом средств, но эффект присутствия создаётся мгновенно. Это присутствие не приносит удовольствия, но вызывает неподдельный интерес. Его поддерживают и искренние и лишённые какой-либо фальши работы актёров, среди которых Кейдж – единственный профессионал.
Большинство лиц, которые мы видим в кадре – простые жители, которых Грин привлёк для придания картине аутентичности. И это ему удалось на все сто. Особенно выделяется Гэри Полтер в роли демоничного Уэйда. Трудно представить кого-либо, кто сумел бы исполнить роль настолько убедительно, безжалостно и ужасающе правдиво. Невозможно поверить, что он – просто бездомный алкоголик, которого режиссёр случайно нашёл на улице, а не профессионал с десятками лет стажа. И особенно печально от того, что эта роль стала для него единственной, так как после съёмок Полтер был найден мёртвым.
Нельзя обойти вниманием и Николаса Кейджа. Даже самые ярые его поклонники признают, что последнее десятилетие едва ли было самым успешным периодом карьеры актёра и большинство его фильмов были из разряда скорее «так плохо, что хорошо», чем по-настоящему достойными рекомендации. Но в «Джо» актёр наглядно напоминает, что «Оскар» ему дали не за безумные глаза, и вселяет надежду на своё возвращение в высшую лигу.
«Джо» – не тот фильм, от которого захватывает дух, или который шокирует неожиданными поворотами сюжета. Как и её герои, картина никуда не торопиться и не имеет больших амбиций. Но дайте «Джо» шанс, и вы получите интересную, душевную и трогательную историю, которая вселяет надежду вопреки всей депрессивности событий.