Богатые не всегда плачут
Формально все люди на Земле вроде как равны, и жизненные трудности, горести и смерть приходят ко всем одинаково. Но что бы там ни говорили, нашим миром правят Деньги – и именно они определяют ту шкалу равенства и значимости проблем, которая разделяет человечество на социальные сословия и формирует их систему ценностей. Поразмышлять над тем, что же важно для сильных мира сего, попытался знаменитый режиссёр Ридли Скотт в своей новой работе, криминальной драме «Все деньги мира».
В основу фильма, снятого по книге Джона Пирсона «Пол Гетти: Мучительные миллионы», положена реальная история похищения внука нефтяного магната Жана Пола Гетти, случившаяся в 1973 году в Риме. После того как преступники требуют 17 миллионов долларов в качестве выкупа, Гетти категорически отказывается: «У меня четырнадцать внуков, и если я сегодня заплачу хоть пенни, завтра у меня будет четырнадцать похищенных внуков». Но небогатая мать-одиночка Гейл полна решимости спасти сына, пускай для этого ей придётся полностью забыть о поддержке со стороны бессердечного старого скупердяя и рассчитывать только на свои силы и помощь бывшего агента ЦРУ Флетчера Чейза.
В последние годы Ридли Скотт не часто баловал публику достойными картинами, увлёкшись претенциозным и сомнительным развитием вселенной ксеноморфов. «Все деньги мира» – его попытка доказать, что он ещё в строю, и, по большому счету, у него это почти получилось. Конечно, 80-летний возраст постановщика даёт о себе знать. Режиссёрская рука у него уже не так тверда, и это особенно ощутимо в перебоях с ритмом, некоторой затянутости и явным «недожатием» многих драматических и напряжённых сцен. Например, эпизоды с похищенным Гетти III можно было наполнить таким саспенсом, что мама не горюй, а если бы ещё удалось их грамотно сочетать с тем нервом, за который отвечают персонажи Мишель Уильямс и Марка Уолберга, то картине бы цены не было.
С другой стороны, профессионализм не пропьёшь, и снято кино более чем добротно. Разговорные сегменты позволяют постановщику хорошо раскрыть персонажей (не в последнюю очередь этому способствуют неплохие диалоги), а визуальный шик эффектной барочной картинки от оператора Дариуша Вольски (в сочетании с идеально воссозданной атмосферой 70-х) постоянно радует глаз даже в те моменты, когда кажется, что режиссёр тянет волынку.
Самым волнующим при просмотре, конечно, было ожидание результата пересъёмок огромного количества материала с Кевином Спейси в роли Гетти (актёра полностью вырезали из готового фильма после обвинения в сексуальных домогательствах). И вот тут, как ни странно, скрывался самый приятный сюрприз. Изначально планировавшийся на главную роль Кристофер Пламмер не только выглядит куда лучше неестественно загримированного Кевина Спейси (желающие могут ознакомиться с первоначальным вариантом трейлера в сети) в силу возраста, но и не производит впечатления, что он здесь оказался в последний момент.
Номинации Пламмера на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA оказались более чем оправданными, поскольку он настолько эффектно и тонко изобразил портрет человека, предпочитающего оценивать, но не ценить, что его крайне неприятный персонаж приобрёл чуть ли не трагические черты (великолепна финальная сцена с картиной). А заработавшая номинацию на «Золотой глобус» Мишель Уильямс почти не теряется на фоне Пламмера. Она перевоплотилась не в измученную слезами мать, а находящуюся в состоянии постоянного нервного напряжения женщину, упорно не желающую терять надежду на спасение сына.
В целом кино, конечно, не встанет в один ряд с шедеврами Скотта, но на фоне его последних творений выглядит более чем достойно. Вот только есть забавный факт, аккуратно подмеченный в прессе: критикуя жажду измерять важные ценности исключительно деньгами, Скотт при пересъёмке картины явно руководствовался страхом потерять кассу, задействовав в главной роли опальную кинозвезду.