«Братья Супер Марио в кино» очень хотят угодить фанатам оригинальной игровой франшизы и завести новых. Для этого фильм пестрит яркими красками и не сидит на месте, непрестанно выдавая горы отсылок и шуток. А его герои такие милые и приятные на вид, что даже мягкие игрушки со злодеем должны продаваться на ура. Но в то же время создатели наградили мультфильм схематичным сценарием, написанным как будто из под палки, и не подумали о достойной проработке персонажей.
Братья-сантехники Марио и Луиджи ушли от работодателя и основали собственную компанию. В рекламе по ТВ они предстают своего рода супергероями, которые обещают работать дёшево и с каждым клиентом обращаться как с членом семьи. Однако бывший начальник смеётся над их затеей и внешним видом, да и в собственной семье не все их поддерживают. Неожиданно в Бруклине прорывает водопровод, что приводит к затоплению центра и приостановке работы метро. Никто не может устранить проблему, и в телевизоре кричат: «Кто-нибудь, спасите Бруклин!» Братья получают шанс стать народными героями.
Появившись на месте и спустившись в канализацию, Марио и Луиджи обнаруживают многоуровневую сеть труб, в одну из которых их неожиданно засасывает, а затем раскидывает по двум сказочным мирам. Так Марио оказывается в светлом Грибном королевстве, где растут большие мухоморы и живут человечки с грибными шапочками, а правит царством принцесса Пич. Луиджи достаются Тёмные земли, хоррор-страна, где вместо озёр – кипящая лава, а пробуждённые им скелеты черепашек с горящими глазами сразу выказывают свою недружелюбность.
Через какое-то время Луиджи попадает в лапы к властителю Тёмных земель Боузеру, мечтающему жениться на Пич и править всеми королевствами, и тот запирает его в клетку над морем лавы. Марио же теперь предстоит не только как-то вызволить брата, но и помочь принцессе уговорить Конга дать им армию для защиты Грибного королевства от скорого вторжения Боузера и его армии черепашек.
Фильм стал второй голливудской экранизацией серии аркадных игр Super Mario Bros. от компании Nintendo. Первая, – игровая лента с Бобом Хоскинсом, Джоном Легуизамо, Деннисом Хоппером и Самантой Мэтис – выпущенная в 1993 году и снимавшаяся без участия создателей игры, провалилась с треском и получила плохую критику. Это надолго оттолкнуло Nintendo от попыток киноадаптаций своей интеллектуальной собственности.
Однако после запуска сервиса Virtual Console и после того как японская компания участвовала в создании тематических парков Universal Parks & Resorts, где были представлены аттракционы на основе франшизы о Марио, создатель персонажа Сигэру Миямото стал благосклоннее относится к идее сделать новый фильм. Помогло делу и то, что он сдружился с основателем Illumination Крисом Меледандри, чья студия в итоге и занялась анимацией новых приключений сантехников итальяно-американского происхождения.
«Братья Супер Марио в кино» начали разрабатываться в январе 2018 года силами Illumination и Universal. Сценарий написал Мэтт Фогель, автор «Лего Фильма 2» и «Миньонов: Грювитации». На место режиссёров взяли Аарона Хорвата и Михаэля Еленика, которые до этого поставили анимационный фильм «Юные титаны, вперёд!». А в основной актёрский состав вошли Крис Прэтт, Чарли Дэй, Аня Тейлор-Джой, Джек Блэк, Киган Майкл-Ки, Сет Роген, Кевин Майкл Ричардсон и Фред Армисен.
Анимационный фильм вышел 1 апреля, и если посмотреть на текущие кассовые сборы, то он добился невероятного успеха: при бюджете 100 млн долларов, «Братья Супер Марио в кино» собрали по миру уже более 1,2 млрд и побили несколько рекордов. Помимо лучшего старта в мировом прокате среди анимационных картин, фильм стал самым кассовым среди лент, основанных на видеоиграх. И на данный момент за ним – пятая строчка по сборам среди всех мультфильмов за всё время (и ещё можно успеть обойти «Суперсемейку 2»).
Но если посмотреть сам фильм, то цифры бокс-офиса начнут вас обманывать. Помимо удовлетворения долгого ожидания, он мало что может предложить зрителю. Хотя с первых секунд делает всё, чтобы тебе понравится. Анимация превосходная; миры поражают яркостью и самобытностью; в кадре постоянно что-то происходит; часто используется заглавная тема оригинальной игры; какие-то сцены превращаются в аркадные приключения – с преодолением препятствий, выбиванием и поеданием грибочков для смены роста и превращения в животных.
Здесь даже нашлось место для внедрения «Марио Карт» и кивку в сторону «Безумного Макса: Дороги ярости». В сцене, в которой злобные черепашки преследуют героев на картах, их машинки явно вдохновлены автопарком фильма Джорджа Миллера. И персонажи-злодеи, пожалуй, в целом удались лучше всего.
Один Боузер крадёт каждую сцену, в которой появляется. Во-первых, он сам по себе слишком забавен для антагониста, а во-вторых – его цель – одновременно смешная, безумная и несбыточная – создаёт из него в какой-то степени трагического персонажа. Это подкрепляется его надрывным исполнением песни о принцессе – за что спасибо Джеку Блэку, который явно получал удовольствие от озвучки.
А вот попытки придать некую глубину Пич и самим братьям выглядят довольно беззубо – даже Данки Конг получился интереснее. О принцессе мы знаем только то, что она «может сделать всё что угодно». А её краткая предыстория сообщает, что она тоже человек и попала в грибной мир так же через трубу ещё ребёнком. Что маленькая девочка делала глубоко в канализации – вопрос без ответа.
Марио и Луиджи повезло чуть больше. Из них лепят добрых работяг, профессионалов своего дела, которые всегда видят, что и как нужно починить. При этом то тут то там им не везёт – сценарий предпочитает ставить братьям палки в колёса. «Ты посмешище и всегда им будешь», – говорит Марио его бывший работодатель Спайк. «Я устал чувствовать себя таким ничтожным», – это Марио говорит Луиджи. Будь он и правда каким-то неумехой, такой конфликт имел бы право на жизнь. Но проблема, что называется, высасывается из пальца.
Про Луиджи фильм вообще предпочитает забывать. Он то сидит в клетке, то в мусорном контейнере, то заметно отстаёт от Марио, когда они вынуждены бежать к клиентам после поломки фургона. По-настоящему о Луиджи вспоминают лишь в финале, когда нужно как-то побеждать Боузера.
То же касается и истории в целом, которая продумана в духе «и так сойдёт». Это незамысловатый сюжет о попаданцах, которые проходят испытания (на самом деле, только один из них) в мире волшебном, побеждают злодея и становятся героями. Да, оригинальная игра ещё проще и прямолинейнее, если говорить о самом первом «Марио», но это мало оправдывает создателей фильма.
Конечно, картинка радует глаз, фильм в хорошем смысле не даёт забыть, экранизацию какой культовой игры ты смотришь, но когда тебе практически всё равно, что и с кем происходит, или ты знаешь, что победа и успех к героям придут сами, надо только насобирать определённые бонусы, это в значительной степени перекрывает все возможные плюсы.
Учитывая сборы мультфильма и финальный намёк на продолжение, сиквелу наверняка быть. Остаётся надеяться, что во второй части авторы уделят героям намного больше времени, благо одними отсылками уже точно сыт не будешь.