Туманы, призраки и Тильда Суинтон в квадрате

Дама-режиссёр Джули решает провести рождественский уик-энд вместе с престарелой мамой Розалинд и псом Луи в каком-нибудь тихом месте, дабы заодно поработать над сценарием своего нового фильма. Они приезжают в старый отель, расположенный где-то в уэльской глуши, но это место для них вовсе не чужое – когда-то особняк был их фамильным гнездом, с которым у Розалинд связано много воспоминаний.

Джули очень хочет, чтобы мама почувствовала себя здесь счастливой, но почему-то с самого начала всё идет не так: вместо забронированного ранее номера им дают совершенно другой, без красивого вида, местная хостес откровенно нелюбезна, а в комнатах по соседству постоянно слышен какой-то шум. Далее выясняется, что кроме Джули и Розалинд в отеле нет других постояльцев, зато постоянно раздаются какие-то шорохи и скрипы, парк даже днём окутывает плотный туман, а мать явно что-то скрывает от дочери.

Постановщица Джоанна Хогг с самого детства крепко дружит с лауреаткой «Оскара» Тильдой Суинтон и периодически снимает её в своих картинах, начиная с самой первой короткометражки 1986 года «Caprice». Сама Джоанна очень любит работать в жанре «автофикшн» – смеси автобиографии и художественной прозы, когда вполне реальные события искусно переплетаются с авторским вымыслом. «Вечная дочь» стала эталонным примером работы Хогг в этом направлении: она рассказывала, что вынашивала идею картины об отношениях матери и дочери, путешествующих вместе, почти 15 лет.

Во время написания сценария и последующего съёмочного процесса мать Хогг была ещё жива, но в ходе монтажа картины женщина ушла из жизни, что стало для постановщицы трагедией. Больше всего Джоанну печалило то, что она так и не сумела посвятить маму в детали картины, которую пожилая женщина очень хотела увидеть: «Она с таким нетерпением ждала этого фильма. Она любит истории о привидениях – любила истории о привидениях. У меня никогда не хватало смелости рассказать ей, о чем фильм. Но она, вероятно, знала, потому что у неё была очень чуткая интуиция».

Также Хогг говорила, что события «Вечной дочери» разворачиваются в той же киновселенной, в которой происходит действие её дилогии «Сувенир», где сыграла не только Тильда Суинтон, но и ее дочь Онор. Зритель, который начнет знакомство с работами Хогг с «Вечной дочери», упустив «Сувенир» из виду, может не беспокоиться насчет недопонимания событий – картина абсолютно самостоятельна, сюжетно независима и, даже имея в наличии ряд отсылок к «Сувениру» вроде имен главных героинь, полностью сосредотачивается на происходящем здесь и сейчас.

Тревога и скорбь, царившие в душе Хогг, помножились на сложные съёмочные условия (работа над фильмом шла в разгар локдауна в полной секретности) и в результате обрели идеальную художественную форму, пробирающуюся куда-то под кожу.

Признайтесь, давно ли вам попадалась на глаза психологическая драма о сложных взаимоотношениях матери и дочери, рассказанная в атмосфере «Других» и «Сонной Лощины», да ещё и в декорациях британских хорроров 70-х годов? Аудитория, которая ожидает, что за плотными клубами тумана, призрачными силуэтами в окнах и внезапно открывающимися дверями стоят какие-то монстры или иные непременные атрибуты жанра ужасов, само собой, будет разочарована.

The Eternal Daughter' Trailer: Tilda Swinton Plays Two Roles | IndieWire

Посредством жанровых инструментов Хогг прежде всего воссоздаёт тягостную и мрачную ауру, которая сопровождает любые семейные тайны, она материализует эту метафорическую завесу буквально. Благодаря такому подходу наблюдение за перемещениями героинь по огромному пустому имению сопровождается чувством неподдельной тревоги и напряжения, спровоцировать которые удаётся далеко не каждому ужастику.

Кроме того, плотная атмосфера, созданная Хогг, уникальна тем, что вызывает парадоксальную смесь страха и чувства уюта. С одной стороны, нам показан жутковатый отель, где постоянно слышен лишь вой ветра, пустые коридоры оглушают тишиной и потому редкие шаги хостес отдаются громким эхом, а скрипы и грохот заставляют просыпаться в страхе посреди ночи. Неудивительно, что на ум сразу приходят строки из «Призрака дома на холме» Ширли Джексон: «На лестницах и галереях лежала незыблемая тишь, и то, что обитало внутри, обитало там в одиночестве».

Но, с другой стороны, это та самая разновидность «комфортного» страха, который давал нам в детстве (и не только) приятное чувство безопасности, когда за окном царит ночь, бушует непогода, а ты находишься в тёплой постели в уютной комнате за запертыми дверями. Пугающая уединённость мрачного особняка также несёт в себе ощущение релаксации, она способна полностью удовлетворить желание человека погрузиться в тотальную изоляцию ради наиболее плодотворной умственной работы или переосмыслений многих жизненных событий.

Именно этим и пытается заняться героиня Тильды Суинтон, причём актриса неслучайно играет две роли – самой Джули и её матери Розалинд. Наверняка в чьём-то ином исполнении и под менее искусным режиссёрским руководством это решение смотрелось бы нелепо, но безграничный талант Тильды, помноженный на пристрастную, тонкую режиссуру Хогг, возымел нужный эффект.

Watch: The Eternal Daughter — on Directors' Library

Прежде всего, это крайне удачная метафора взаимоотношений матери и дочери как единого целого, плоти от плоти, людей одновременно одинаковых и диаметрально противоположных. Вдохновлённая минималистским почерком Ясудзиро Одзу и Эрика Ромера, Хогг никуда не спешит, более того, в этом особняке, в котором будто остановились часы и о принадлежности к XXI веку говорят лишь смартфон и ноутбук, у неё есть всё время мира, чтобы дать героине хотя бы попытаться понять свою мать, а заодно и сделать это самой.

Постановщица не прибегает к сложному монтажу или цифровым спецэффектам, чтобы показать одновременное взаимодействие двух героинь, сыгранных одной актрисой. Вместо этого она преподносит их разговоры и крупные планы поочерёдно, и это отличный ход. В первую очередь он позволяет каждой из женщин высказаться и продемонстрировать зрителю полноту ответной реакции, а во вторую – показать дистанцию, словно постоянно существующую невидимую пропасть, которая развёрзлась между самыми близкими людьми на свете.

То, что Суинтон и Хогг потрясающе чувствуют друг друга, заметно сразу. Необыкновенная способность Тильды к физическим перевоплощениям на сто процентов решила режиссёрскую задачу – обыграть события так, чтобы диалог героинь воспринимался одновременно как беседа со сторонним человеком, так и исповедь перед самим собой.

Приглашение Тильды к сотрудничеству вовсе не кажется типичной партнёрской работой «по давнему знакомству». Осуществить задуманное могла не просто исключительно одарённая артистка, прежде всего она должна очень хорошо и долго знать режиссёра как человека. В результате проект стал для обеих настолько личным, что женщины даже начали сомневаться, будет ли он столь ценным для кого-то ещё, кроме них самих.

Переживали они по этому поводу напрасно – зритель, который прочувствует то, что хочет сказать автор, наверняка вспомнит собственную ситуацию с кем-то из родителей, чьё поведение он никак не мог понять и тогда в этот момент «Вечная дочь» сразу же станет для него очень личной.

Приёмы, которыми Хогг попыталась визуализировать свои страхи, тревоги, обиды и запоздалые признания, как и чувство огромного сожаления и боли от невосполнимой утраты, оказались безупречными. Самое интересное, что картина вполне способна работать и как жанровое кино, готическая ghost story, которой она очень хочет казаться, включая финальный твист.

Но так называемые ужасы, с которыми работает Хогг, исключительно высокого характера, поскольку она предлагает бояться не привидений с цепями и в белых простынях, а собственного прошлого, в котором так и не удалось изменить что-то важное, когда нечто непоправимое и не до конца высказанное способно измучить сильнее любых потусторонних сил. Ведь от таких призраков не спасут никакие заклинания, и единственный способ избавиться от их присутствия – доверительная беседа, честность по отношению к себе и обязательное изживание скорби. Тогда и только тогда сможет наконец рассеяться окутывавший вашу жизнь туман и дорога в будущее вновь окажется солнечной и ясной.

ОЦЕНКИ
Для глаз
9
Для ума
9
Для сердца
9
Предыдущая статьяНесколько мужчин в моей голове: «Род мужской»
Следующая статьяМарсель, ракушка в ботинках. Рецензия
Обычный кинофанат, который любит кино настолько, что не может об этом молчать и потому пишет. Ну и о своих впечатлениях тоже.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here