Вдали от обезумевшей толпы

Конспектируя классику

Говоря об экранизациях литературных произведений, никто не требует, чтобы перевод книги на язык кино производился вплоть до последней запятой. Основной задачей для кинематографистов является раскрытие основных идей книги и её персонажей, поскольку именно в этих аспектах и заключается душа литосновы. К сожалению, перенося литературное произведение на экран, авторы не слишком часто задумываются над такими тонкостями, а если дело касается классики, то и вообще начинают грешить сильным упрощением сюжета. К таковым «пересказам по диагонали» относится и четвёртая экранизация романа Томаса Харди «Вдали от обезумевшей толпы».

Разорившийся фермер Гэбриел Оук (Маттиас Шонартс) вынужден устроиться на работу к юной новоиспечённой хозяйке фермы Батшебе Эвердин (Кэри Маллиган), которая в своё время ответила отказом на его предложение руки и сердца. Чувства Гэбриела к трудолюбивой, но безрассудной девушке не угасли, хотя у него появились конкуренты – одинокий и неразговорчивый фермер мистер Болдвуд (Майкл Шин) (чьи чувства Батшеба неосмотрительно активировала, легкомысленно отправив ему валентинку) и молодой офицер Трой (Том Стёрридж), сердце которого, впрочем, всё ещё принадлежит беглой служанке Фанни Робин (Джуно Темпл). И только время да некоторые события, позволившие Батшебе с более серьёзной точки взглянуть на свои поступки со стороны, расставят всё по своим местам.

Сложно сказать, в чём было всё дело – то ли сценаристы откровенно нахалтурили, то ли создатели на этапе монтажа вырезали из фильма всё самое важное, но новая версия классики, пусть и снятая датским режиссёром Томасом Винтербергом (автором отличной «Охоты»), вышла на диво конспективной и поверхностной. Вроде как следуя основной сюжетной линии книги, авторы картины попытались впихнуть весьма объёмный роман в менее чем два часа экранного времени. В результате они покромсали множество самых важных сцен, полных тончайших психологических нюансов, помогающих раскрыть образы и мотивации поступков героев.

Не видя остальных экранизаций, сложно сказать, было ли это сделано ради того, чтобы отличаться от других киноверсий, либо просто таковым оказалось новое прочтение книги. Но в итоге многочисленные сценарные «купюры» не только обеднили всех главных героев мужского пола, но и лишили обоснованности все происходящие с ними психологические метаморфозы.

Подходящий по типажу Маттиас Шонартс в плане эмоций выглядит на экране совершенно деревянным, ни на грамм не донося затаённой душевной боли своего персонажа, страдающего по женщине, которая постоянно оказывает знаки внимания всем, кроме него. Убрав из сценария пылкие признания мистера Болдвуда, авторы изобразили его полностью безликим, лишив зрителя наглядных примеров того, каким образом любовь к Батшебе превратила его в настоящего безумца, которому нечего терять. Ну а чем покорил героиню Фрэнк Трой (безбожно зарезанная сцена знакомства Троя и Батшебы, не говоря о неуклюжем финале) и заставил её незамедлительно пойти с ним под венец – вообще загадка.

К игре Кэри Маллиган претензий нет, она откровенно пытается прочувствовать свою героиню, несмотря на то, что авторы оставили для неё самые куцые реплики. А вот оператор явно чем-то невзлюбил актрису, постоянно снимая её с невыигрышных ракурсов и при крайне неудачном освещении (из-за чего 29-летняя Кэри временами выглядит на все 40). Ну и в копилку очевидных неудач стоит добавить на удивление бесцветный саундтрек Крэйга Армстронга, известного своими выдающимися работами в «Мулен Руж!» и «Реальной любви».

Вердикт: Безупречная в плане демонстрации локаций, костюмов и интерьеров, но слишком поверхностная и конспективная экранизация замечательной книги.

7

6

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here