Take me to church

Чтобы получился захватывающий триллер, насилие в кадре и не нужно – так и вышло в случае основанного на реальной истории расследования довольно грязного и заведомо провального дела командой правдолюбивых журналистов из бостонской газеты. В реальности результат хорошо известен – журналисты получили Пулитцеровскую премию за масштабное расследование случаев сексуальных домогательств в католической церкви. Эта история и послужила крепкой основой для экранизации произошедшего в начале нулевых – режиссёр Том МакКарти впервые берётся за такой сложный, почти финчеровский сюжет и впервые приближается к самой высокой кинонаграде. Впрочем, стоит ли говорить, что вполне заслуженно?

В газету «Бостон Глоуб» приходит новый редактор Марти Барон – он чужак в Бостоне, не женат, еврей, не любит бейсбол (набор этих замечательных качеств сразу же отдаляет его от горожан куда больше, нежели просто статус новичка, осваивающего местные порядки). Но это совершенно его не останавливает – с энтузиазмом, никак не отражающемся на его скептичном лице, редактор берётся наводить порядок во вверенной ему газете. Почти сразу же всплывает почему-то не доведённая до конца история – священник подозревался в приставании к ребёнку. Дело переезжает из пыльного архива на другие столы – четвёрки «тайных» сыщиков газеты, которые зовут свою команду «Прожектором», освещают громкие преступления и сами ведут свои расследования.

В центре внимания

Когда их шеф Уолтер Робинсон, присев по привычке на край заваленного бумагами стола, передаёт им новую задачу – бросить всё и начать дело, которое того и гляди может привести к суду с самой церковью, никто из них даже не восклицает «Как мы это сделаем?», зато сразу начинают делить возникающие задачи: кто пойдёт беседовать с людьми, кто поедет к юристам, кто будет бегать, как сумасшедший, по судам и архивам. Всё это они делают не ради премий или похвалы саркастичного главы «Прожектора». Каждый из этой четвёрки, выросший в семьях, члены которых каждое воскресенье посещали церковь, уже давно ни во что не верят, кроме самих себя – в мире слишком много того, на что почему-то закрывает глаза высшая сила, в этом мире слишком просто заблудиться. Новый редактор газеты Марти – единственный, кто поймёт эту простую истину буквально – навестив местного кардинала церкви и получив от него подарок – «путеводитель» для новеньких в Бостоне. Под подарочной обёрткой скрывается «Катехизис» – но этот сборник вопросов и ответов вряд ли содержит ответ на нужный вопрос – «почему священники это делают и почему все остальные молчат»?

Сценарист Джош Сингер и режиссёр Том МакКарти, также принявший участие в работе над сценарием, и не думают привнести в эту историю хоть немного пикантных подробностей или, тем более, переиграть реальность, добавив драмы и трагизма. Вместо этого весь фокус направлен на людей, которые затронуты этим делом, что придаёт фильму довольно мощное чувство сопричастности – здесь нет лишних деталей, но есть понимание того, насколько масштабно «дело против католической Церкви», насколько этот суд «без шансов», но никого из команды «Прожектора» это не смущает.

В центре внимания

«В центре внимания» – то самое редкое кино, удержавшее баланс документального расследования, проходящего в пыльных архивах и скучных локациях Бостона, но захватывающее зрителей и создающее напряжение без скабрезной сенсационности.

Личная жизнь ведущих расследование журналистов показана довольно схематично. Вот у усатого Джеймса (Брайан Д’Арси) дом, как оказывается, стоит неподалёку от места жительства одного из порочных священников, и он скрипит маркером, выводя аккуратную записку для детей: «Держитесь от того дома подальше!» Вот героиня Рэйчел МакАдамс идёт вместе с набожной матерью в церковь и только спокойно улыбается, глядя на её радость от сопричастности к мессе. Вот руководитель «Прожектора» в исполнении Майкла Китона толкает лихую речь, провожая одного из коллег на заслуженную пенсию, а после – переживает все оттенки разочарования в самом себе, поняв, какую ошибку совершил в недавнем прошлом. И центр команды – почти неузнаваемый Марк Раффало, вечно сутулящийся или бегущий с утра пораньше по пляжу, трудоголик, от которого, как выясняется, буквально недавно ушла любимая женщина. Он, тем не менее, не меняет свой рабочий график и с пробежки бежит именно в офис «Бостон Глоуб». Он понимает лучше прочих цену такого одиночества.

Большинство представителей католической церкви одобрили «В центре внимания» – что им ещё оставалось делать? Разгромить в пух и прах эту ленту означало буквально сделать работе МакКарти невероятную рекламу, поэтому похвала – очень мудрый ход. В любом случае, с католиками несложно согласиться – «Прожектор» МакКарти освещает воды, которые долгое время никто не решался беспокоить. Море волнуется сначала с лёгким удивлением, затем с яростью, а после безысходно покрывается неспокойной, но уже смирившейся рябью. Это задача хороших журналистов – вскрывать такие нарывы и бесстрашно доводить свою работу до конца. Если не они, то может быть, и никто.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here