Вероника решает умереть

Едва ли не каждый советский школьник пробовал вызвать пиковую даму. При этом ни одного официально зафиксированного случая её прихода статистика не знает – в России скучные бабайки снисходительно остаются там, откуда их позвали. То ли дело «у них» – всякая нечисть обожает отвечать на зов легкомысленных искателей приключений, у которых вечно что-то в самый ответственный момент сеанса валится из рук: сверлит дрелью сосед, чихает чья-то собака, приходит сварливая монашка и прерывает беседу с потусторонним. Каждый знает, что прерванный сеанс вызова духов – самая главная опасность, которая может потом обернуться не самыми приятными последствиями.

Постановщик и сценарист Пако Пласа – личность в среде хоррор-кино в некоторой степени легендарная: снимал и режиссировал все части кровавых «Репортажей» и «Карантинов». Его новый проект – «Уиджи: Проклятие Вероники» миром был замечен не сразу. Сперва его показали на Международном кинофестивале в Торонто в 2017 году – фильм встретили тепло, но не более. Успех случился позже – в конце февраля «Вероника» попала в потоковое вещание Netflix, и тут же посыпались восторги: крупнейший портал о кино и музыке nme.com тут же присвоил фильму статус «самого страшного фильма всех времён», а пользователи в «Твиттере» делились реакциями, расписывая на все лады, кто как испугался и кто как прятался под одеяло, зовя маму.

Вероника – самая старшая в многодетной семье: у неё есть маленький брат и две сестрёнки, которые учатся в начальной школе. Ещё есть вечно отсутствующая мать-одиночка, которая либо работает допоздна в местном баре неподалёку, либо отсыпается после тяжёлой смены. В задачи Вероники входит таким образом заменять в доме мать – готовить, убирать, воспитывать, собирать в школу и купать перед сном. В этом бесконечном круговороте пятнадцатилетняя девочка вынуждена стать резко взрослой и ответственной женщиной, меняющей мокрые простыни за детьми поутру, вместо того чтобы влюбляться в очередного одноклассника. За неимением возможности поговорить о своих проблемах с матерью, она решает поговорить хотя бы с отцом. Всё бы ничего, да только тот уже много лет как умер.

Несмотря на свой затянувшийся экономический кризис, Испания уже давно преуспела в области хоррор-кино. Если бы существовал рейтинг стран, снимающих самые жуткие и атмосферные фильмы, она бы определённо имела шансы занять там первое место. Ленты испанских режиссёров отличает их самовитость, артхаусность, желание показать что-то большее, нежели обычную страшилку. Так и Пако Пласа рассказывает не просто очередную историю о скучающих школьницах, которые не в состоянии даже нормально вызвать какой-то там дух на приватный разговор, но ещё и вплетает сюда же сразу несколько линий. Здесь и социальный подтекст, где героиня бьётся в инородной подростку системе координат, и, что роднит фильм с недавней «Тельмой», сложная история взросления девушки, которая, как может, этому противится.

У Вероники не остаётся шанса быть ребёнком, она меняется – и метафорически, и физически. После прерванного сеанса вызова духа на доске Уиджи, Вероника теряет сознание. После школьная медсестра сурово выясняет анатомические и гинекологические подробности жизни героини, у которой в пятнадцать лет ещё не начались «эти» дни, и милосердно советует «поесть мяса». Мать в очередной раз игнорирует попытки Вероники поговорить с ней об обмороке и сетует: «Я должна положиться на тебя, у меня никого нет» и получает ответ: «Это у меня никого нет». Вероника одинока. У неё трое маленьких детей на руках, но ей пятнадцать и очень хочется пойти на вечеринку, но подружка говорит: «Я не стала тебя звать. Всё равно ты не придёшь, у тебя же дети».

В общем-то, подружка ошиблась, как ошибается и сама Вероника – с некоторых пор она вовсе не одинока. За ней постоянно следует некая тень, особенно активизирующаяся по вечерам – в доме начинают происходить странные события, Вероника видит пугающие и кровавые сны, которые путаются с реальностью. Зловещая слепая монахиня из школы по прозвищу сестра Смерть, пуская дым в лицо, сообщит Веронике о том, что за её спиной уже много всякой нечисти и надо исправлять ошибки. Но как исправлять, сообщить не успевает – звенит звонок, а значит, математика важнее спасения жизни, поэтому Веронике приходится выкручиваться самостоятельно.

Сценарные клише дырявят и без того не самый интригующий сюжет почём зря. Впрочем, к самому финалу о них забываешь напрочь, ведь самое интересное хитрый Пако Пласа приберёг под конец – кадры из реальной хроники событий, случившихся с испанской школьницей Эстефанией Гутьеррес Лазаро. Она тоже вызывала с подружками духов на оккультной доске, за что в итоге поплатилась жизнью. Эту историю многократно разбирают любители паранормального, пытаясь найти ей рациональное объяснение – шутка ли, самая известная история про призраков в Испании. Жаль только, что этих кадров объективно недостаточно для того, чтобы ни толком напугать, ни переквалифицировать фильм в метафору взросления, ни во что-то большее, чем просто очередную страшилку про вызов бабаек, которых только позови – они и ноги на стол положат.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here